Сущность и значение бюджета СССР
Бюджет СССР - это совокупность доходов и расходов Союза Советских Социалистических Республик и входящих в него союзных республик на бюджетный год.
В СССР государственный бюджет был финансовым планом образования основного фонда денежных средств, используемых социалистическим государством для:
- осуществления его функций,
- направления ресурсов на наращивание общественного богатства в соответствии с народнохозяйственной планом,
- повышения культурного и материального уровня трудящихся,
- усиления обороноспособности и укрепления независимости СССР.
Преимущественно через механизмы государственного бюджета осуществлялось решение задач охраны социалистической собственности, военной защиты государства от внешних нападений, культурно-воспитательной и хозяйственно-организаторской работы.
В государственном бюджете СССР нашла отражение социалистическая сущность Союза, с экономической точки зрения базирующаяся на социалистической системе хозяйства и социалистической собственности на средства и орудия производства. Выражением социалистического характера бюджета стала его плановая природа, особенности источников получения доходов и направления расходов.
Все компоненты государственного бюджета СССР тесно связывались с показателями государственного народнохозяйственного плана. Этот план направлял и определял всю хозяйственную жизнь страны. В то же время, государственный бюджет как финансовый план имел строго директивное значение.
В своей доходной части государственный бюджет СССР опирался главным образом на поступления от социалистического хозяйства. Доходная часть государственного бюджета СССР формировалась также за счёт привлечения средств населения в виде обязательных платежей (налогов) и добровольных поступлений (подписок на государственные займы).
Бюджетная система СССР
В СССР начальным сроком бюджетного года признавалось 1 октября. Это дата, к которой завершается реализация урожая, имевшая исключительное значение для экономической жизни СССР. 1 октября начинался отсчет нового хозяйственного года.
Государственное и административное устройство СССР предполагало, что государственный бюджет является обширным комплексом отдельных видов бюджетов, которые в совокупности образуют единую бюджетную систему. У каждого органа государственной власти, начиная от поселковых и сельских советов, имелись самостоятельные бюджеты. Эти бюджеты обеспечивали возможность исполнения возложенных на тот или иной орган народнохозяйственных и политических задач.
Конституция СССР определяла основные начала функционирования бюджетной системы:
- СССР как союзное государство имеет государственное устройство, базирующееся на ленинско-сталинской национальной политике,
- широкий социалистический демократизм,
- верховенство в бюджетной системе Союза. Это верховенство обуславливается целями, с которыми было образовано союзное государство, а также принципами демократического централизма, на которых основано его построение,
- абсолютное единство бюджетной системы.
По Конституции СССР, в бюджетной системе СССР выделялось три звена:
- союзный бюджет,
- республиканские бюджеты,
- местные бюджеты.
В соответствии с декларацией образования СССР, Советский Союз представлял собой объединение союзных республик в единое союзное государство, которое было способно обеспечивать как внешнюю безопасность, так и внутреннее хозяйственное преуспевание на фоне свободы национального развития народов. Таким образом, Союз брал на себя организацию взаимопомощи союзных республик в экономическом, политическом и военном аспектах. Для достижения этой цели требовалось объединение финансовых и материальных ресурсов входящих в Союз республик. Воплощением объединения финансовых ресурсов и стала организация союзного бюджета.
Ленинско-сталинская национальная политика содержала следующие положения:
- раскрепощение и признание равноправными всех национальностей, населявших Россию,
- обеспечение государственной самостоятельности всех национальностей,
- помощь трудящимся невеликорусских народов в достижении уровня Центральной России в вопросах хозяйственного строительства и культурного развития. Речь шла о социалистической по содержанию и национальной по форме культуре.
Для достижения указанной цели требовались финансовые ресурсы и приспособление финансовой системы для непосредственного обслуживания хозяйственных нужд и культурных потребностей каждой национальности. Путем решения этой задачи стала организация самостоятельных республиканских бюджетов в каждой автономной и союзной республике. Такие бюджеты выступали финансовой базой всех хозяйственных отраслей, управления и культуры, где автономные и союзные республики самостоятельно осуществляли государственную власть в рамках республиканских и союзных конституций. Самостоятельность бюджетов, утверждаемых высшими властными органами автономных и союзных республик, выступала одним из признаков республиканских суверенитетов.
Бюджетная система Советского Союза была ориентирована на ликвидацию культурной и экономической отсталости районов, областей и национальных республик. Большая часть средств, направляемых на их хозяйственное развитие, выделялась из союзного бюджета. Республиканские и местные бюджеты покрывали расходы на бытовые и социально-культурные мероприятия. Чтобы добиться поднятия экономически отсталых национальных республик до уровня передовых республик, в них обеспечивался ускоренный рост бюджетов.
Наличие местных бюджетов было предусмотрено для рационализации бюджетной системы. Местные бюджеты содействовали улучшению выявления, учёта и удовлетворения разнообразных местных потребностей. Благодаря самостоятельным бюджетам, местные органы постоянно соизмеряли доходы и расходы, стремясь обеспечить режим экономии и повышения эффективности использования доходов.