Доходы федерального бюджета за 2017 год
Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета – это исследование долей доходов, приходящих на каждый их вид, а также изменения объема каждого вида дохода на протяжении изучаемого периода.
2017 год характеризуется как год завершения рецессии в российской экономике. Началась восстановительная стадия роста. Если в 2016 году имел место спад ВВП на 0,2%, то уже в 2017 году рост составил 1,5%. Это было больше, чем закладывалось в проект бюджета.
Поскольку показатели социально-экономического развития оказались выше прогнозных, прогноз доходов был пересмотрен. Факторами, обусловившими увеличение доходов в 2017 году, стали:
- рост цен на нефть,
- оживление экономической активности.
Уже в начале 2017 года поступающие доходы превысили показатели 2016 года за аналогичный период. Изначально планировались следующие показатели:
- увеличение отношения доходов и ВВП по сравнению с 2016 годом на 0,4%,
- увеличение доли нефтегазовых доходов по отношению к ВВП на 0,5%,
- снижение доли ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП на 0,1% за счет роста ВВП.
По факту доходы за 2017 год составили 16,4% от ВВП. Объем доходов оказался на 2,5% выше планового (в том числе нефтегазовых доходов – на 3,0% больше плана, ненефтегазовых – на 2,2% больше плана).
Динамика доходов федерального бюджета в 2017-2020 годах
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2017-2020 годах изменялись под действием цен на углеводороды на мировых рынках и курсов валют по отношению к рублю. Также динамика и структура нефтегазовых доходов изменилась под действием поэтапного завершения «налогового маневра», проводимого в нефтяной отрасли. С 1 января 2019 года был введен режим НДД, расширено льготирование добычи углеводородного сырья. Под действием этих факторов доля нефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета менялась следующим образом:
- рост с 39,6% в 2017 году до 46,4% в 2018 году,
- снижение до 39,3% в 2019 году.
В рамках нефтегазовых доходов структура доходных статей изменилась в первую очередь из-за налогового маневра – существенно возросла доля налога на добычу полезных ископаемых при снижении доли экспортных пошлин.
В структуре ненефтегазовых доходов преобладают поступления от сбора налога на добавленную стоимость. Он стабильно формирует более половины этой группы доходов. За счет ежегодной индексации ставок и добавления в перечень подакцизных товаров новых наименований несколько возросла доля акцизов по сравнению с предшествующими периодами, но в 2018-2019 году эта доля снижалась. Также увеличилась доля налога на прибыль организаций. Здесь необходимо отметить, что в 2017 году произошла централизация сбора этого налога, а с 2018 года увеличился норматив зачисления в федеральных бюджет налога в рамках проекта «Сахалин-2».
За счет исполнения обязательств, предусмотренных соглашением для вступления в ВТО, снизилась доля ввозных таможенных пошлин. Еще одним фактором, обусловившим такую динамику, стало изменение структуры импорта.
Доля доходов от государственной собственности увеличивалась по мере увеличения поступающих дивидендов. Существенное влияние оказали доходы от участия Банка России в ПАО «Сбербанк России».
Доходы бюджета в 2020 году
Снижение нефтегазовых доходов в 2020 году произошло на фоне существенного снижения цены на нефть марки «Юралс» и природный газ, поставляемый в дальнее зарубежье, а также сокращения объемов их добычи (соглашение ОПЕК+ от 14 апреля 2020 года, предполагающее сокращение добычи нефти с 1 мая 2020 по 30 апреля 2022 года) и экспорта, вызванного как погодными условиями, так и спадом экономической активности в результате мер по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции. Существенное влияние на объем и структуру нефтегазовых доходов продолжает оказывать также изменение налогового и таможенного законодательства в рамках «завершения налогового маневра» (поэтапные повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины, а также поэтапное введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, компенсирующего затраты на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок для нефтяных компаний), корректировка параметров «налогового маневра» в 2019 году, а также введение НДД, повлиявшее в том числе на изменение структуры добычи и приведшее к сокращению поступлений НДПИ и вывозных таможенных пошлин на фоне перехода на НДД.
Увеличение поступления не нефтегазовых доходов произошло, в том числе, в результате изменений регулирующего их законодательства, в частности повышения с 2019 года основной ставки НДС, индексации ставок акцизов и введения новых подакцизных товаров, обеспечения возможности проведения дополнительных аукционов на право заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) крабов, а также поступления в июне 2020 года «разовых» доходов от перечисления Банком России части дохода от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России».
С учетом указанных факторов доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета сократилась с 45,1% в 2018 году до 29,2% в 2020 году.
Структура поступления не нефтегазовых доходов претерпела существенные изменения в результате «разового» поступления в апреле в федеральный бюджет части дохода, полученного Центральным Банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России».
Поступление внутреннего НДС снизилось, что обусловлено снижением деловой активности в период «карантина», установлением дополнительных нерабочих дней во II квартале в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, а также отсрочками и переносами сроков уплаты платежей.
Снижение поступлений от ввозного НДС произошло за счет снижения объемов облагаемого импорта в долларовом выражении и изменения структуры импорта в пользу товаров, облагаемых по льготным ставкам, которые были отчасти компенсированы ростом курса доллара США по отношению к рублю.