Понятие бюджетной политики
Бюджетная политика - это комплекс действий, осуществляемых государственными органами власти с целью обеспечения собственного функционирования за счет получения обязательных безвозмездных выплат от субъектов хозяйствования.
Исторически государственная власть осуществляет социально значимые функции. Она обеспечивает защиту граждан, продовольственную и финансовую безопасность, поддерживает экономическую стабильность в стране. Власть не имеет права на осуществление коммерческой деятельности с целью самообеспечения. Система налогообложения существует для того, чтобы собирать обязательные безвозмездные платежи с населения и субъектов экономики с целью поддержания функционирования государства. Бюджет государственной власти идет не только на решение собственных проблем, но его средства могут перераспределяться для решения текущих социальных и экономических задач общества.
Последовательность осуществления бюджетной политики включает в себя следующие этапы:
- Постановка целей и задач в области государственных финансов.
- Разработка механизма мобилизации денежных средств.
- Определение целей расходования средств бюджета.
- Управление государственными финансами.
- Организация и управление налогово-бюджетной системой.
- Организация работы фискальной системы.
- Регулирование социально-экономических процессов.
Среди задач бюджетной политики можно выделить концентрацию финансовых ресурсов, снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, создание эффективной системы межбюджетных отношений.
Можно сказать, что бюджетная политика является центральным элементом экономической политики государства. Она демонстрирует взаимодействие между обществом и действующими органами власти. Качество работы бюджетной системы определяет уровень социальной защищенности населения страны, ее инвестиционный потенциал и степень влияния на мировые отношения.
Анализ бюджетной политики РФ
Бюджетная политика устанавливает баланс между функционированием налогово-бюджетной системы и возможность улучшать качество и уровень жизни населения. Правильно и эффективно организованная бюджетная политика способствует росту национальной экономики, ее развитию. Инструменты ее реализации, как правило, определяются внешними и внутренними факторами влияния.
К приоритетным задачам российской бюджетной политики с 2019 по 2021 год относят:
- Поддержание сбалансированности бюджета.
- Минимизация дефицита за счет сокращения различных расходов в структуре ВВП.
- Централизация налоговой системы.
- Накопление резервов.
Вышеперечисленные направления характеризуют бюджетную политику консолидации. Результатом ее работы стали сокращение расходов бюджета. Это замедлило восстановление национального хозяйства после кризисов. Развитие так же замедлилось несмотря на благоприятный уровень цен. В России бюджет имеет три уровня, поэтому заданная на федеральном уровне политика распространилась на более низкие уровни. Региональные и местные бюджеты так же вынуждены поддерживать баланс, хотя сокращение расходов осуществляется на фоне неустойчивой динамики доходов. То есть, происходит сжатие бюджетов, что отражается на экономическом развитии муниципалитетов, регионов и национального хозяйства в целом.
Исследование текущего состояния бюджетной политики свидетельствует о том, что она нуждается в трансформации. Ключевыми задачами остаются создание превентивной защиты от возможных рисков и шоков, созданий условий для ускорения темпов роста. Совмещать эти задачи достаточно сложно, так как они противоречат друг другу в части исполнительных механизмов. С одной стороны, требуется сдержанная бюджетная политика, с другой стороны, для обеспечения экономического роста нужны инвестиции в национальное хозяйство.
Перспективы бюджетной политики России
Текущий бюджетный цикли 2019-2021 года позволил выявить ключевые тренды бюджетной политики. Превентивная защита строится на следующих направлениях:
- Сохранение и накопление резервов и Фонде национального благосостояния (сверхдоходы от экспорта энергоресурсов)
- Формирование профицита бюджета.
- Сохранение приемлемого уровня долговой нагрузки.
- Усиление контроля над распределением средств.
Чтобы обеспечить потенциал роста необходимо реализовывать проектный подход к бюджетному финансированию, объединять масштабные стратегически значимые расходы, трансформировать структуры расходов, формировать Фонд развития.
Российский бюджет опирается на Фонд благосостояния. Формирование его резервов за счет благоприятных мировых цен на энергоресурсы позволит создать запас средств. Федеральный бюджет накапливает средства только при высоких ценах на нефть. Если цены снижаются, то Фонд накопления использует средства для замещения недополученных прибылей. Получается, что федеральный бюджет не зависит от колебания цен на нефть.
Бюджетный профицит согласно действующему бюджетному правилу позволяет выполнять функцию противовеса при проведении стимулирующей политики. Профицит позволяет удерживать текущий уровень налоговой нагрузки, что способствует стимулированию работы реального сектора экономики и домашних хозяйств. Низкая долговая нагрузка на бюджет позволяет эффективно преодолевать возможные риски и шоки. Появляется возможность привлекать дополнительные финансовые ресурсы с помощью займов даже в случае мировой нестабильности. Превентивная защита опирается на усиление контроля за объемами перераспределяемых ресурсов. Так же повышаются требования к финансовой устойчивости. Тем самым появилась возможность реструктуризации кредитов, полученных субъектами РФ ранее.
Проектный подход предусматривает создание инфраструктуры в период экономической неопределенности. Инвестиционный драйвер экономики заключен в объединении масштабных расходов при реализации национальных проектов.