История возникновения финансового менеджмента
Финансовый менеджмент, как наука о финансах, возникла достаточно давно, еще на Западе. Но, надо отметить, что по праву, история целенаправленного управления финансовой деятельностью на предприятиях началась лишь с 1850-х годов.
До этого времени на всех предприятиях управляющим звеном были люди практики, которые достаточно односторонне подходили к вопросам управления хозяйственной и финансовой деятельностью организации. В связи с этим было необходимо аккумулировать все знания и возможности хороших практиков с теоретическими основами.
Именно с 1860 года финансовый менеджмент становится отдельной научной дисциплиной, основанной на теории и практики.
Финансовый менеджмент: основные понятия
На сегодняшний день финансовый менеджмент – это научная дисциплина, которая необходима в работе предприятия для осуществления грамотного процесса управления финансовой и хозяйственной деятельностью.
Реализацию финансового менеджмента в компании должен осуществлять финансовый менеджер – это человек, который имеет:
- специальное образование;
- опыт работы;
- аналитический склад ума;
- владеть всеми современными финансовыми инструментами для выполнения своих обязанностей.
Методы финансового менеджмента
Для достижения всех целей финансового менеджмента компании прибегают к различным методам:
- Метод прогнозирования. Данный метод предполагает, что финансовый менеджер на предприятии будет вести постоянный отчет о том, как меняется рыночная ситуация, какие факторы внешней среды могут на прямую повлиять на деятельность предприятия, а также и прогнозирования изменений внутренней среды по средствам воздействия на нее различных факторов: новых управленческих решений, смена поставщиков, рост производительности труда и т.д. Также в обязанности менеджера входит построение прогнозов, основанных на собранной информации, прогнозы могут носить как положительный, так и негативный характер, но, тем не менее, это повод к дальнейшим действиям со стороны руководства по предотвращению негативных последствий.
- Метод планирования. Финансовый менеджер на предприятии, в рамках финансового менеджмента, должен вести планирование, как финансовой, так и хозяйственной деятельности компании. Планирование предполагает составление графиков и отчетов, например, планирование объема выпускаемой продукции по дням, неделям, месяцам, годам. Планирование объемов реализации также в разрезе на год. Планирование основных финансовых показателей компании, также в разрезе по месяцам, кварталам, годам.
- Метод налогообложения. Всем известно, что налоговая система нашей страны вносит в налоговое законодательство постоянные изменения: меняется ставка налога, объект налогообложение, его учет или отдельные налоговые показатели. Все эти изменения в налоговом законодательстве приводят к изменению финансовой деятельности компании, чаще всего налоговые изменения носят для фирмы негативные последствия, так как увеличиваются затраты по налогам. Финансовый менеджер призван не только отслеживать эту ситуацию, но и внедрять новый пути и возможности по снижению расходов на налоги компании, такими путями могут быть: переход на другой режим налогообложения, изменение налоговой базы компании, использование налоговых льгот и т.д.
- Метод страхования. В современных условиях, риск – это обязательный элемент работы фирмы на рынке. Риск может ожидать фирму на любом этапе ее деятельности, и связан он с совершенно разной сферой деятельности. Основная задача финансового менеджера снизить риск или полностью его устранить на этапе его появления. Для этого чаще всего применяется метод страхования. Если риск финансового плана, то менеджер использует страховые компании в качестве возможного способа покрытия непредвиденных убытков. Также страховка нужна в любой сфере деятельности компании, например, в производстве, выпустили товара больше, чем планировали, следовательно, необходимо подстраховаться, найти новые каналы сбыта товара и т.д.
- Метод кредитования. Данный метод позволяет компании найти дополнительные резервы для осуществления запланированной деятельности. Развитие фирмы предполагает достаточно большого количества финансовых ресурсов, которыми, вероятнее всего фирма не располагает. Для реализации намеченных планов финансовый менеджер должен воспользоваться методом кредитования, но в данном случае заранее просчитав все вероятные исходы событий по кредиту, так как это может существенно повлиять на финансовую политику фирмы.
- Метод самофинансирования. Финансовый менеджер должен вести политику самофинансирования предприятия, которая основана на том, что компания должна иметь резервы на обеспечение полноценной беспрерывной производственной деятельности, которая позволит в дальнейшем не прибегать к кредитованию, что улучшит финансовый фон компании и повысит итоговые финансовые показатели деятельности фирмы.
- Метод ценообразования. Финансовый менеджер занимается также и вопросами ценообразования на предприятии, одним из главных вопросов, от которого в дальнейшем зависит уровень продаж компании и популярность на рынке. Неправильно установленная цена на товар приведет к массе проблем: финансовые убытки, потеря клиентов, простой производства и т.д. Финансовый менеджмент призван управлять процессом ценообразования и стимулирования сбыта продукции компании.
- Метод амортизации основных средств. Финансовый менеджмент изучает, анализирует и управляет всеми финансовыми, экономическими и бухгалтерскими операциями на предприятии. Начисление амортизации и использование основных фондов фирмы, также подвластно финансовому менеджеру, он вправе и должен следить за процессом, устанавливать более эффективные сроки списания основных средств, выбирать способ начисления амортизации и т.д.
Таким образом, все методы финансового менеджмента призваны обеспечивать эффективную работу предприятия в области финансово – хозяйственной деятельности.