Понятие зоны безубыточности
Для любого бизнеса большое значение имеет точный расчет того момента, когда оно в полном объеме покроет затраты и начнет работать в прибыль. Такое временной промежуток для компании называется точкой безубыточности.
Безубыточность – момент времени в работе предприятия, когда оно покрывает свои, но не получает прибыли
Финансовый результат деятельности при этом равняется нулю. Безубыточный уровень может выражаться в количественном выражении производимой продукции, которое нужно реализовать для покрытия затрат на ее производство.
По сути дела, точка безубыточности – наиболее корректный показатель для оценки эффективности конкретного проекта. Ведь прежде, чем вложить средства, инвестор должен убедиться в реальности проекта и объективности предполагаемых финансовых результатов от его реализации, а также просчитать сроки окупаемости.
Точка безубыточности – это нижняя граница зоны безубыточности, иными словами под зоной безубыточности понимается зона прибыли, находящаяся между объемом продаж по факту и безубыточным объемом продаж.
Чем шире зона безубыточности, тем более устойчиво и независимо предприятие в финансовом плане. Точка безубыточности и зона безубыточности – главнейшие показатели, прогнозируемые в процессе разработки бизнес-идей, а также используемые при принятии важных управленческих решений и комплексной оценке деятельности предприятия.
Расчет зоны безубыточности
Как уже отмечалось, безубыточный объем продаж возможно рассчитать. Для получения результата в стоимостном выражении необходимо найти отношение постоянных затрат к доле маржи покрытия в выручке
$Вкр = А / Дмп$
Объем продаж для достижения безубыточности в натуральном выражении для конкретного типа продукции рассчитывается:
$РПкр = А / p- b$
Зона безубыточности определяется аналитически с использованием стоимостных показателей:
$ЗБ = В – Вкр / В$
Итак, как видно из формул, показатели безубыточного объема продаж и зоны безубыточности зависят от объемов постоянных и переменных затрат, кроме того на них влияет ценовая политика предприятия.
В процессе увеличения стоимости продукции снижается требуемый к продаже объем товара для получения необходимой выручки на покрытие постоянных затрат, и наоборот – снижение цены вызывает рост необходимого объема реализации товара.
Рост же затрат, как постоянных, так и переменных, приводит к росту порога рентабельности с одновременным сжатием зоны безопасности. Именно поэтому любое предприятие стремиться минимизировать издержки производства.
Оптимальна ситуация, в которой снижается доля постоянных затрат на единицу производимой продукции, что позволяет снизить безубыточный объем продаж и расширить зону безубыточности.
При снижении цены за единицу товара с 20 до 19 рублей переменные издержки упадут с 12 до 10 рублей, постоянные – с 4 000 до 3 600 рублей, объем производства упадет с 100 штук до 920 штук, минимальный (критический) объем продаж рассчитается как $\frac{3 600}{19-10} = 400$ штук
Важно отметить, что при расчетах подобного рода допускается применение некоторых допущений:
- Производство товаров и затраты находятся в линейной зависимости
- Уровень переменных затрат и цена товара постоянны на протяжении планируемого периода
- Производственная мощность предприятия не изменяется, структура производимых товаров постоянна
- Вся произведенная продукция подлежит реализации, ее запасы минимальны
В целом, расчет зоны безубыточности происходит как бы в идеальных условиях, однако на практике такое благоприятное стечение обстоятельств случается редко. В действительности на деятельность компании оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы, которые сложно предугадать и спрогнозировать даже на короткий временной период.