Понятие финансового планирования прибыли
Финансовое планирование прибыли представляет собой процесс выработки мероприятий, направленных на обеспечение получения ее необходимой величины в будущих отчетных периодах и осуществление ее эффективного распределения сообразно целям и задачам деятельности хозяйствующего субъекта.
Процесс планирования прибыли включает в себя разработку прогнозов величины прибыли, получаемой от различных видов деятельности, и по направлениям ее использования. Прогнозные показатели прибыли способствуют разработке общей политики управления хозяйствующим субъектом, а также выработке целей его деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.
В процессе текущего планирования прибыли на основе целевых показателей разрабатываются конкретные планы по объему продаж, затратам, производственным, инвестиционным и финансовым задачам. Основным видом текущего планирования прибыли выступает план доходов и расходов организации.
Оперативное планирование прибыли выражается в процессе бюджетирования, предусматривающем разработку бюджетов продаж, переменных и постоянных затрат, денежных поступлений и прочего.
Прямой метод планирования прибыли
Прямой метод планирования прибыли (метод прямого счета) является наиболее простым и распространенным методом.
При применении данного метода сумма планируемой прибыли от основной и прочей деятельности организации в будущем отчетном периоде определяется как разность плановых сумм доходов и расходов по всем видам деятельности. Причем в учет при определении планового показателя прибыли принимается и прибыль, находящаяся в остатках продукции, имеющихся на складах организации. Применение данного способа является эффективным в том случае, если ассортимент продукции, выпускаемый организацией, является небольшим.
Применение данного метода возможно как в отношении новой, так и отношении уже действующей организации, либо в отношении отдельного проекта.
Подвидом данного метода является метод поассортиментного планирования, при котором плановая величина прибыли определяется отдельно по каждой ассортиментной группе.
Преимуществом указанного метода планирования прибыли является простота его применения, однако он несколько ограничен – целесообразность его применения обусловлено непродолжительным периодом планирования.
Иные методы планирования прибыли
Планирование прибыли осуществляется иными методами, к числу которых можно отнести следующие.
Метод, основанный на анализе лимита рентабельности. Данный метод основан на оценке взаимосвязи планового показателя прибыли и подверженности организации колебаниям суммы расходов в процессе оборота капитала. Для выявления указанной зависимости, как правило, выстраивается система графиков. Для расчета минимального оборота применяется одна из следующих формул:
$Омин = (1 - Зпост) / 100$
$Омин = 1 – Зпер / ОКпл ,$, где:
- $Омин$ – минимальный оборот;
- $Зпост$ – процент постоянных затрат;
- $Зпер$ – переменные затраты;
- $ОКпл$ – оборот капитала по плану.
Важным показателем является величина разницы между запланированным оборотом и минимальным оборотом, полученным расчетным путем. Этот показатель определяет степень свободы организации в планировании оборота, а, следовательно, и прибыли.
Прогнозирование показателя рентабельности инвестированного капитала основывается на изучении соотношения ряда величин, выражаемых следующими формулами:
$ОС + КВ = ВК$
$ОК = ОС / ВК$
$КП = П / ОК$
$РК = ОК / ВК • П / ОК • 100$, где:
- $ОС$ – оборотные средства;
- $КВ$ – капитальные вложения (вложения во внеоборотные активы);
- $ВК$ – вложенный капитал;
- $ОК$ – коэффициент оборачиваемости капитала;
- $КП$ – коэффициент прибыли;
- $П$ – прибыль;
- $РК$ – рентабельность капитала.
Нормативный метод. Данный метод планирования прибыли основан на выполнении расчета плановой величины прибыли посредством использования нормативов, к числу которых относят норму прибыли на стоимость активов, величину собственного капитала, единицу проданной продукции, величине инвестированного капитала. Основным недостатком данного метода является проблема разработки нормативов, требующих обоснования и сложных количественных вычислений.
Метод экстраполяции. Данный метод предполагает планирования прибыли на основе изучения динамики данного показателя за ряд предшествующих лет, направленного на формирование модели, раскрывающей тенденцию динамики показателя с последующим распространением этой тенденции на будущие периоды. Применение данного метода целесообразно в условиях краткосрочного планирования.
Аналитический метод. Данный метод планирования основывается на применении многофакторных моделей формирования прибыли, позволяющих определить влияние на прибыль разных факторов.
К числу аналитических методов относятся метод, основанный на изучении взаимосвязи «затрат – объема реализации – прибыли». при применении данного метода важнейшим показателем является точка безубыточного объема продаж, определяемая по формуле:
$ТБ = ПЗпост / (Пуп – ПУпз ) • 100$, где:
- $ТБ$ – безубыточный объем продаж;
- $ПЗпост$ – плановый процент постоянных затрат;
- $Пуп$ – плановый уровень прибыли, % от суммы выручки;
- $ПУпз$ – плановый уровень переменных затрат, % от суммы выручки.
После этого выполняется расчет планового показателя прибыли по формуле:
$ПП = (ПО – ТБ) • (Пуп – ПУпз ) / 100$, где:
- $ПП$ – плановая прибыль;
- $ПО$ – плановый оборот;
- $ТБ$ – безубыточный объем продаж;
- $Пуп$ – плановый уровень прибыли, % от суммы выручки;
- $ПУпз$ – плановый уровень переменных затрат, % от суммы выручки.
Плановый показатель маржинальной прибыли определяется по одной из следующих формул:
$МП = ПО • (Пуп – ПУпз ) / 100$
$МП = ПП + ПЗпост$, где:
- $МП$ – маржинальная прибыль;
- $ПО$ – плановый оборот;
- $Пуп$ – плановый уровень прибыли, % от суммы выручки;
- $ПУпз$ – плановый уровень переменных затрат, % от суммы выручки;
- $ПП$ – плановая прибыль;
- $ПЗпост$ – плановая сумма постоянных затрат.
Плановая величина чистой прибыли определяется по формуле:
$ЧП = ПП • (100 – Снп ) / 100$, где:
- $ЧП$ – чистая прибыль;
- $ПП$ – плановая прибыль;
- $Снп $ – ставка налога на прибыль.