Сущность, цель и задачи бюджетирования
Бюджетирование (текущее финансовое планирование или сметное планирование) – это составной элемент финансового планирования, который отражает уточнение показателей будущих планов.
Это один из самых эффективных инструментов современного планирования. Процесс планирования включает в себя создание долгосрочных программ, а также планирование основных показателей деятельности компании на следующий год и составление бюджета.
Формирование бюджетов считается ключевой частью общего процесса планирования, а не только сферы финансов. Бюджетное планирование доходов и расходов следует вводить для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении финансами, снижения непроизводительных затрат и потерь, а также для повышения точности плановых показателей (для налогового планирования).
Бюджетирование – это процедура подготовки, организации и контроля бюджетов для разработки и принятия рациональных управленческих решений.
Цель бюджетирования заключается в установлении суммы и структуры расходов организации и ее подразделений на конкретные цели и финансирование их покрытия.
Основными задачами бюджетирования являются:
- управление денежными ресурсами;
- обоснование расходов компании;
- гарантирование положительного денежного счета;
- обеспечение координации, интеграции и коммуникации отделов предприятия;
- составление базы для проведения анализа и контроля планов;
- стимулирование персонала.
Система бюджетирования – это совокупность таких элементов, как:
- технология бюджетирования (виды и формы бюджетов, система финансово-экономических показателей, порядок объединения некоторых бюджетов в единый сводный бюджет);
- формирование процесса бюджетирования (создание финансовой структуры компании на основе выделения центров финансовой ответственности, регламент бюджета, бюджетный процесс, график документооборота, система внутренних нормативных документов);
- информационная обеспеченность (оперативный сбор, обработка и обобщение данных для проведения контроля бюджета).
Основные функции и принципы бюджетирования
Процесс бюджетирования всегда начинается с прогноза, далее следует планирование, которое реализуется контролем, поддерживается анализом и заканчивается коррекцией. На основе данных процедур и формируются функции бюджетирования.
Рисунок 1. Функции бюджетирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отправной точкой бюджетирования является подробное представление цели. Следует спрогнозировать то, к чему нужно следовать. Прогнозирование должно воплощать план материализации достижимых целей.
Планирование предусматривает соотнесение поставленных целей с имеющимися ресурсами и возможностями. Важным элементом планирования является интеграция всех подразделений в процессе работы над планом.
Контроль – это регулирование точности в показателях. Система бюджетирования обязана предоставлять точные данные в утвержденном виде. Точность позволяет получить достоверные результаты анализа.
Анализ позволяет найти причину, а не следствие отклонений от плана. Предприятие должно проанализировать неисполнение бюджета и выявить причины (глубинные или поверхностные). Эта функция позволяет принимать дальнейшие решения и производить рациональные преобразования.
Не менее значимой функций является коррекция. Это логическое завершение работы бюджетного процесса, так как прогнозы и планами могут не соответствовать действительности. Но идеальное соответствие плану может говорить о фальсификации данных. Поэтому наличие даже большого количества отклонений менее тревожный сигнал, чем их полное отсутствие.
Основные принципы бюджетирования:
- стандартизация всех бюджетных форм, периодов и процедур разработки для предприятия и всех структурных подразделений вне зависимости от специфики их деятельности;
- согласование бюджетных форм, форматов с утвержденными формами государственной отчетности;
- определение совместимости вспомогательных бюджетных документов с основными формами бюджета;
- обеспечение возможности создания сводного бюджета;
- устойчивость, постоянство процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов в течение всего бюджетного периода;
- классификация накладных расходов по затратам структурных подразделений и компании в целом по единой формуле;
- постоянство процедуры формирования бюджетов, предусматривавшая систематическую ревизию и изменение ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения текущего;
- предварительная формулировка финансовых целей всех отделов в виде заданий определенных норм рентабельности;
- контроль доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;
- детальный учет наиболее важных статей расходов, доля которых в чистых продажах значительная.
Процесс бюджетирования на предприятии
Выделяют пять этапов процесса бюджетирования:
- образование финансовой структуры (установление ответственности за исполнение бюджетов и контроль источников поступлений и расходования средств посредством создания центров финансовой ответственности);
- создание структуры бюджетов (общая схема формирования сводного бюджета предприятия);
- разработка методик и процедур управленческого учета, формирование учетно-финансовой политики;
- подготовка регламента планирования;
- введение системы бюджетирования и ее анализ на основе сценария.
Бюджетный процесс должен начинаться с разработки сводного бюджета. На этой стадии бюджетирования оценивается программа производства, ее качественные и количественные показатели, изменения ценовой и кредитной политики, определяется производственный потенциал организации на основе анализа рациональности применения активов предприятия, а также освоения новых технологий и видов продукции. Затем проект бюджета согласовывается и утверждается топ-менеджментом компании. В конце года подводятся итоги исполнения бюджета, выявляются возможные отклонения, и причины, а также предпринимаются меры по корректировке и принимаются управленческие решения.