Справедливость – это нравственная санкция, выработанная в процессе совместного существования людей в результате столкновений их взглядов, желаний, интересов и обязанностей, разделение выгод и тягот.
Справедливость как историко-философская категория
Категория справедливости имеет исторический характер, представляя собой одним из основных вопросов философии еще со времен Древней Греции. Пытались найти справедливость целые народы, ее искал каждый отдельный человек в отношении себя. В этой категории также отражена попытка найти грань между коллективными представлениями и индивидуальными, их соотношение. Идея справедливость была воплощена в различных религиозных вероучениях, в том числе в идее Страшного суда – справедливого воздаяния за грехи.
Складывание представлений о справедливости у человека происходит под влиянием разных факторов, на первом месте этого процесса стоит влияние социального окружения и культуры общества, в котором человек воспитывается. Таким образом, представления о справедливости зависят от конкретных исторических, социальных, культурных и экономических условий его жизни.
Справедливость появляется еще до того, как зарождается философия. Еще в период господства мифов тема справедливости была одной из ведущих. При этом, как отмечают исследователи, представления о справедливости в эпоху мифологичного сознания — это трансцендентный принцип функционирования Вселенной, это основополагающий закон функционирования бытия, который соединяет в себе разные элементы этого бытия, это то, что приводит мир от хаоса к состоянию упорядоченности, позволяя функционировать в этой реальности.
Справедливость действует не только на людей, но и на богов, карая их за неверные решения и за то, что они не соблюли волю более старших богов, например, Зевса. Так принцип справедливости оказывается связан с принципом воздаяния. Однако справедливость действует и в обратную сторону – пока люди принимают верные решения и чтят своих богов, боги и Справедливость будет на их стороне.
Однако по мере развития общества и усложнения социальных институтов изменяется и подход к принципу справедливости, она теперь рассматривается в двух областях:
- как онтологический принцип, который регулирует отношения в системе «человек-природа», – это регулятор мироздания, всеобщий мироорганизующий закон;
- как социальная категория, регулирующая отношения в социуме под контролем государственного института власти
В разные исторические эпохи подходы к справедливости менялись, даже сейчас отсутствует однозначная интерпретация справедливости. Изначально она связывалась с равенством людей в обладании средств для жизни, затем при распространении частной собственности справедливость связывали с воздаянием пропорционально его деятельности. Для Ницше, а еще ранее для Макиавелли справедливость была не более чем искусственной конструкцией, которая помогала оправдать те или иные действия, представив их как справедливые, или нет.
Справедливость в русской философии
В русской философии категория справедливости тесно связана с понятием правда. Русская правда отличается от понятия истины, поскольку понимает под собой не только то, что есть в действительности, но и соединение рационального, морального и этического. Таким образом, правда и справедливость оказаны теснейшим образом связаны с нравственной сферой человека.
Для русского человека справедливость связана с воздаянием и наказанием, добром и злом. П.И. Новгородцев связывал справедливость с неким абсолютным началом, которое объединяет людей. Он считал, что государственное право и власть должны быть пронизаны идеей справедливости и невозможна разделить право и нравственность, поскольку последнее дает основание для первого. Только базируясь на нравственных началах право имеет свою легитимность, эффективность, может призывать человека к повиновению. Только в таком случае в обществе восторжествует правда, будут искореняться зло и порок.
В. Соловьев подчеркивал, что несмотря изменение в наполнении содержания справедливости, данная категория имеет всеобщий характер, поскольку любая идея, идея добра и справедливости утверждалась как норма для всех членов общества и для конкретного человеческого сознания. Соловьев считал, что человек изначально обладает идеей добра и справедливости, а по мере своего становления он наполняет ее конкретным содержанием, стремясь установить такие требования и идеалы, которые были бы отражением собственной позиции, а не были бы только внешним приложением к мотивам.
Право и справедливость
Исходя из понимания добра и правды в русском мировоззрении и русской философии, неудивительно существование в русском языке такой пословицы: суди не по закону, а по совести. Именно совесть как моральная категория, содержащая в себе принципы справедливости, способна понять человека и вынести достойное решение относительно своего собственного или чужого поступка.
В обыденном мировоззрении, как и в философии многих выдающихся русских деятелей, закон занимал вторичное место по отношению к принципу справедливости (по совести). Н. Бердяев считал, что закон происходит из акта грехопадения человека: с одной стороны, «право вырастает из греха», с другой – оно призвано сдерживать зло, исходящее от человека. Но в своих попытках оно не только демонстрирует собственное бессилие, но и причиняет зло человеку, угнетая его личность, попирая принципы моральной справедливости, поскольку оно не способно учесть все сложнейшие нюансы человеческой души и все тонкости сложившейся жизненной ситуации. Право реализует лишь иллюзию, что оно воплощает в себе справедливость, но это ни в коем случае не правда-справедливость.
Однако философы осознают что, несмотря на ограниченность права, его отсутствие способно привести к гораздо более серьезным последствиям, поскольку тирания закона может смениться тиранией порочной личности. Чем ниже моральный облик людей, тем стороже должно быть право.