Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Значение К. Поппера для философии науки

Принцип фальсификации К. Поппера

Определение 1

Фальсифицируемость – это один из критериев эмпирической науки, выдвинутый К. Поппером. Данный критерий удовлетворяется, если есть методологическая возможность опровергнуть теорию через постановку эксперимента.

К. Поппер начиная с 30х годов ХХ века был оппозиционером неопозитивизма и последовательным критиком индуктивизма в качестве метода выстраивания научных теорий. Он считал, что просто индуктивное обобщение опыта не может привести к теории, а теория – это не просто описание и систематизация эмпирических данных. Индуктивное обобщение, базирующееся на неполной индукции, не дает гарантий достоверности обобщающих положений. Даже если такого рода обобщение будет постоянно подтверждаться опытом, нет никаких гарантий, что оно не может быть опровергнуто. классический пример этого – индуктивное обобщение «все лебеди белого цвета», которое опровергли открытием черных лебедей.

Индуктивизм представлял собой своеобразную, неявную опору неопозитивистской концепции редукционизма и принципа верификации. Если верификацию воспринимать в качестве доказательства истинности рассматриваемого положения, то никакое множество подтверждающих наблюдений не может обеспечить такого доказательства. Однако для опровержения общего высказывания, доказательства его ложности, достаточно лишь единичного случая. Например, достаточно единожды увидеть черного лебедя, чтобы опровергнуть высказывание «Все лебеди белые».

В качестве основы для решения вопроса о демаркации науки и околонаучного знания Поппером был выдвинут принцип фальсификации, или опровержения. Научная теория всегда имеет свой предмет и границы, а поэтому должна быть принципиально фальсифицируема.

В соответствии с принципом фальсификации, научными теориями могут считаться только те системы знаний, для которых могут быть найдены потенциальные фальсификаторы, то есть положения, противоречащие теориям, истинность которых может быть установлена экспериментальными процедурами.

«Значение К. Поппера для философии науки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В теориях заключена информация об эмпирическом мире, если они могут столкнуться с опытом, подвергнуться испытаниям, в результате которых могут быть опровергнуты. Поппер связывал идею фальсификационизма с представлениями о росте научного знания. Он отстаивал точку зрения, что наука занимается изучением реального мира и стремится к получению истинного описания мира. Но раз и навсегда такое знание не может быть получено, путь к нему пролегает через выдвижение гипотез, построение теорий, поиск их опровержений, движение к новым теориям. Научный прогресс заключается в последовательности теорий, сменяющих одна другую через их опровержение и формулировку новой серии вопросов.

Регулятивная идея поиска истины, в соответствии с этой схемой, - это сознательная критика всех выдвигаемых гипотез, обнаружение и устранение ошибок, а также формулировка новых проблем. В выдвижении гипотез принимают участие не только собственно научные представления, но и философские идеи. На этот процесс могут влиять образы техники, искусства разговорный язык и даже подсознательные идеи. Результатом этого процесса является обнаружение ошибок, поэтому необходима жесткая критика, поиск фальсификаторов, которые могут опровергнуть первоначальные гипотезы, поставить новые проблемы, выдвинуть новые пробные теории и новую критику.

Ступени реальности

Поппер рассматривал три ступени реальности, или три мира, взаимодействием которых определяется процесс научного развития:

  • первый мир – физические сущности;
  • второй мир – духовные состояния человека, состоящие из его сознательного и бессознательного4
  • третий мир – продукты человеческого духа, которые состоят из средств познания, научных теорий, научных проблем, преданий, объяснительных мифов, произведений искусства и пр.
Замечание 1

Объективные идеи из третьего мира живут только благодаря тому, что они материализованы в книгах, скульптурах, разных языках. Порождение новых идей, гипотез и теорий – это результат взаимодействия всех трех миров.

Поппер, сформулировав эти идеи, обозначал проблематику социокультурной обусловленности научного познания и поворот от логики науки к анализу ее исторического развития.

Схема роста знания, которая была предложена Поппером, была скорее феноменологической, чем структурной в описании процессов порождения новых теорий. В самих описаниях процесса роста знаний Поппер формулировал методологические требования, которые не всегда можно было согласовать с реальной историей науки. Обнаружение эмпирических фактов, которые противоречили выводам теории, согласно Попперу – фальсификация, а фальсифицированную теорию необходимо отбросить. Но, как показывает история науки, в таком случае теория не отбрасывается, особенно если эта теория является фундаментальной.

К. Поппер в своей концепции критического рационализма ставил проблему о разграничении научного и ненаучного знания, то есть эмпирической науки, с одной стороны, и математики, логики, философии, с другой. Критерий разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер видел в принципе фальсифицируемости. С позиции К. Поппера, научное знание не может быть сведено к опытному или эмпирическому. Эмпирическое знание – это только один уровень научного знания. Вместе с тем существует и еще один уровень – теоретический. Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Истинным считается любое научное положение, которое не опровергается.

К. Попперу отведена важная роль в процессе формирования исторической школы, представителями которой была поставлена цель исследовать развитие научного знания. Развитие научного знания, в соответствии со взглядами Поппера, не должны быть представлены в качестве прогрессивного, кумулятивного процесса, то есть процесса добавления, накопления новых истинных знаний. Научные теории не зависят друг от друга. В науке идет постоянный процесс перестройки теории.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot