Понятие эмпиризма и рационализма
Эмпиризм – это философское направление, принимающее в качестве источника целостного знания чувственный опыт. Согласно ему, чем больше опыта накапливает человечество, тем ближе оно к получению истинного знания.
Рациональное – это только надстройка над данными, полученными чувственным опытом и создается из комбинаций опытных данных в человеческом уме, то есть ничего не прибавляет к содержанию знания. При этом ничего не прибавляет к содержанию знания. Чтобы объяснить реальный познавательный процесс, эмпиризму необходимо выйти за пределы чувственных данных и перейти к логическим операциям.
Основоположником эмпиризма считают Фрэнсиса Бэкона, яркие представители этого направления - Томас Гоббс и Джон Локк.
Рационализм – это философское направление, полагающее основой познания разум, а также признающее самостоятельность и независимость разумного знания от опыта.
Разум может делать открытия самостоятельно, которые изначально не основывались на опыте и только позже подтверждались опытным путем. Только разум может постичь всеобщее и необходимое, чувственный опыт застрял на частном и случайном. Рационализм может быть материалистичен по Спинозе или идеалистичен по Лейбницу.
Представителями рационализма считают Рене Декарта – основоположник рационализма, Баруха Спинозу, Готфрида Лейбница.
Новоевропейская философия строится на глубоком расколе субъекта и объекта. В рационализме побеждает субъект, а в эмпиризме – объект.
Приемы исследования в рамках рационалистическо-дедуктивного метода:
- Первое правило – за истинное принимается все то, что воспринимается ясно и отчетливо и не позволяет сомневаться, то есть является самоочевидным, например, разумная интуиция.
- Второе правило – сложную вещь нужно разделять на более простые составляющие, которые не поддаются дальнейшему делению умом. Анализ должен открывать исходные элементы знания. Данное правило самое эффективное в методе Декарта.
- Третье правило – в познании мысль должна последовательно переходить от простейших вещей к сложным и трудным для понимания. Например, рационалистическая дедукция.
- Четвертое правило – необходимо соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. Данное правило направляет на достижение полноты знания.
Задача У. Молине
Задача Молине – это философский вопрос, касающийся определенного мысленного эксперимента. Задача может быть сформулирована следующим образом: если человек, родившись слепым, может на ощупь различить формы предметов, например, куб и сферу, сможет ли он получив зрение, без помощи осязания определить эти объекты только посредством зрения, сопоставив их с имеющимися тактильными представлениями.
В соответствии со Стэнфордской философской энциклопедией, задача Молинье превратилась в один из самых плодотворных вопросов философии, напрямую и косвенно вдохновил умозрительно-философские, а также экспериментальные исследования.
Изначально такой вопрос был сформулирован ирландским натурфилософом Уильямом Моинье, жена которого была незрячей, хотя и не от рождения в 1688 году в письме Джону Локку. Он сформулировал эту задачу в своем сочинении «Опыт о человеческом разумении», сделав ее известной для широкой публики. Локк изложил вопрос следующим образом:
можно предположить, что человек родился слепым, вырос и научился различать на ощупь куб и сферу из одного и того же металла и приблизительно одного размера, так что он сможет сказать, касаясь этих предметов, какой из них куб, а какой – сфера. Далее можно предположить, что куб и сфера помещены на стол, слепой получил способность видеть и его спросили какой из этих предметов куб, а какой сфера. Сможет ли он это определить до того, как дотронется до них?
Оба мыслителя полагали, что это невозможно. Локк, как и Молине считал, что слепой после прозрения сразу не сможет с уверенностью сказать где шар, а где куб, если только видит их. При этом он сможет это безошибочно определить, потрогав их, то есть через ощущаемую разницу в форме.
Экспериментальное разрешение задачи У. Молине
Первое экспериментальное исследование данного вопроса было проведено в 1728 году, по итогам которого У. Чеселденом был опубликован отчет об излечении слепого от рождения мальчика от катаракты. Чеселден описывал, что мальчик после прозрения не знал форм предметов и не был способен отличать вещи, вне зависимости от того насколько они отличались по величине и форме. Критики данного отчета утверждали, что глаза мальчика еще плохо функционируют после операции, а Чеселден мог задавать наводящие вопросы.
В 1950 году английским зоологом и нейрофизиологи Джоном Захария Янгом в его радиолекции была рассказана история о том, что когда человеку через неделю после возвращения зрения показали апельсин, он сказал, что он золотого цвета, а когда спросили о форме, он попросил его подержать, чтобы определить наверняка.
В 2007-2010 годах Паван Синхи – индийский ученый, преподаватель Массачусетского технологического института, со своей командой излечили хирургическим путем врожденную катаракту у пятерых пациентов – детей и подростков 8-17 лет. Несмотря на то, что прозревшие быстро обучались сопоставлению зрительной и тактильной информации, в первое время после операции они не могли понять какой из предметов, которые им показывают, они только что трогали. Поэтому ответ на задачу Молинье отрицательный.
Спор рационализма и эмпиризма внес в теорию познания массу ценного. Однако сторонники рационализма и эмпиризма излишне преувеличивали значение одной стороны человеческого познания и недооценивали другую. Для получения знания, на самом деле требуются понятия разума, а также чувственный опыт. Противостояние рационализма и эмпиризма во многом было преодолено Кантом в его учении о познании. Он продемонстрировал, что в познании всегда должен протекать синтез рационального и чувственного. В соответствии со взглядами Канта, опыт и эмпирия дают материал и содержание нашему познанию, а разум придает им некую форму. Содержание невозможно без определенной формы, а форма без содержания.
Современная теория познания содержит положение о неразрывной связи чувственного и рационального познания в качестве общепринятого.