Яков Абель: начало жизненного пути
Рисунок 1. Яков Фридрих Абель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Яков Фридрих Абель (нем. Jakob Friedrich von Abel) – немецкий философ, просветитель и психолог. Родился 9 мая 1751 года в Вюртемберге. Умер 7 июля 1829 года в Шордорфе. Прежде всего, свою известность Абель получил благодаря своему влиянию на молодого Фридриха Шиллера.
Родился Яков в семье уважаемых вюртембергских чиновников. Его отец – Конрад Людвиг Абель был верховным начальником округа. Его мать – Ева Регина – дочь офицера Якоба Готтлида Боджонса. У Якоба так же был брат – Кристоф Конрад фон Абель, который стал ландшафтным консультантом.
Учился Яков в Латинской школе в Вайхингене. После школы в 1764 году после сдачи вступительного экзамена, поступил в школу при протестантском монастыре в Денкендорфе. В 1766 году вместе со своими одноклассниками Яков переехал в другую протестантскую монастырскую школу, которая находилась в Маульбронне. Уже в 1768 году он успешно сдал выпускной экзамен и поступил в богословскую семинарию в Тюбингенске. Поступая в Тюбингенскую богословскую семинарию, он поставил перед собой цель – стать пастором. Для достижения своей цели он изучал богословие, философию и филологию. А в 1770 году он окончил магистратуру.
Научная и общественная деятельность
В 1770 году герцог Карл Ойген основал детскую военную школу, которая располагалась в его поместье «Одиночестве». Для выбора профессоров для своей новой элитной школы герцог приехал в Тюбинген. Профессоров он выбирал среди «Стифтлернов». Когда герцог выбирал профессоров, ему предоставили список кандидатов, но в нем не числился Яков Абель в силу своего молодого возраста. Но герцог заявил, что возраст для него большого значения не имеет, а основное внимание он уделяет знаниям. И именно по этой причине он настоял на кандидатуре Абеля. Вот таким образом Яков Абель в совсем молодом возрасте, а на тот момент ему было 21 год, стал профессором философии. В 1775 (1776) году школа переехала в Штутгарт, а вместе со школой переехал и Яков. В 1781 году школу переименовали в «Hohe Karlsschule» (В Высшую школу Карла или Карловскую академию). В 1786 году Якова Абеля назначили на пост проректора. В академии Яков был очень популярным учителем. Все это связано с тем, что он вовлекал своих учеников в споры, для продвижения их собственного мышления и способствования становлению их свободы и самоопределения.
В их академии учился Фридрих Шиллер, на которого Яков оказал большое влияние. Они подружились, и их дружба длилась на протяжении всей его жизни. Влияние Якова на Фридриха началось с того, что Яков привлек внимание Фридриха к работам Уильяма Шекспира и указал важность гения и страсти. Уильям Шекспир говорил о том, что без страсти не будет чего-то великого, славного и достойного. Так же Яков обратил внимание ученика на важность и необходимость свободы воли для человека, говоря, что свобода воли дает возможность на добродетель и порок, т.е. человек сам винен в своем счастье и несчастье.
И вот спустя годы в работах Шиллера начинают появляться идеи свободы и самоопределения человека. И потом они еще не раз встречаются в его работах. У Абеля была своя точка зрения о добродетели. Он считал, что добродетель – это развитие всех человеческих сил до совершенства. Эта точка зрения является убеждением Шиллера на протяжении всей его жизни.
В 1790 году Абель стал профессором логики, метафизики, риторики и поэтики в Тюбингенском университет. В 1793 году возглавил несколько гимназий и школ в Вюртемберге.
В 1811 году Яков отодвинул на задний план свои обязанности в университете и стал заниматься церковными делами. Он поочередно занимал следующие церковные должности:
- руководитель семинарии в Шёнтале,
- прелат и генерал-суперинтендент в Эрингене.
В 1812 году его наградили Рыцарским крестом Королевского ордена Вюртембергской государственной службы. С 1815 года он был членом палаты депутатов в Вюртемберге. В 72 летнем возрасте в 1823 году в городе Бад-Урах Яков стал генеральным управляющим.
Яков Абель был членом Общества иллюминатов под псевдонимом «Pythagoras Abderites». Всю свою жизнь Яков интересовался человеческой душой и ее бессмертием. При этом он пытался эклектически примирить идеалы немецкого Просвещения с мистикой. Основной идеей эмпирической науки является то, что всевозможные силы души, идеи и типы идей зависят от тела.
За всю свою жизнь Яков Абель написал множество сочинений, которые затрагивают разные отрасли философской науки, а именно психологию, метафизику, учение о нравственности. Основной его работой считается «Einleitung in die Seelenlehre», в переводе на русский «Введение в психологию». Данная работа была написана на основании сочинения «Источники человеческого воображения».
Во всех своих работах Яков доказывал бессмертие и простоту души, а также придерживался мнения, что время и пространство являются продуктами человека, основанными на эмпирических данных. Мнение Якова противоречило мнению Иммануила Канта, но впоследствии Абель стремился к согласованию основ своего учения с учением Канта.