Подходы к определению понятия «власть»
Власть — это способность заставить других людей делать то, что они не хотят делать.
Проявление власти естественно для человека, оно заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые неразделимы и взаимодействуют, как два типа личности – властный и покорный. Эти два типа социально необходимы. Они воспроизводятся в крупных социальных структурах и отношениях между ними, например, государством и обществом, партиями и лидерами.
Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, социальными группами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами власти. Власть призвана контролировать эти отношения, чтобы сделать их, если возможно, неконфронтационными и организованными.
В литературе есть много определений власти:
- Т. Гоббс называл власть средством достижения добра в будущем,
- М. Вебер определил власть как силу воли, несмотря на сопротивление других,
- Р. Даль считал, что власть позволяет одному человеку заставить другого делать то, что он не стал бы делать в одиночку,
- T. Парсонс говорил, что власть – это система ресурсов,
- Р. Арон считает, что власть присутствует в любых взаимоотношениях между людьми,
- Б. Рассел видел власть как производство преднамеренных результатов.
Многие ученые подчеркивают естественную природу власти. Зло не во власти. Каждый человек вначале так или иначе стремится к власти и славе, есть люди, которые хотят командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями есть много людей, которым в одних ситуациях легче подчиняться, в других – командовать. Есть люди, которые вообще не любят власть ни в какой форме. В то же время нет лидеров без борьбы за власть. Ни один лидер не добьется успеха, если он не наслаждается радостью власти, если он не доверяет себе.
Общие характеристики власти:
- Власть включает понятия господства и подчинения.
- Нет власти без подчинения, так же как нет подчинения без власти.
- Власть – это действие, которое заставляет людей делать то, что они не стали бы делать по собственной воле.
- Власть – это доминирование над кем-то.
- Доминировать – значит навязывать свою волю воле других.
- Власть – это фактическая способность определенных социальных сил или индивидов осуществлять свою волю.
Проблема принуждения
Власть, по крайней мере неявно, всегда связана с принуждением, поскольку она выражает способность субъекта (индивидуального или коллективного) принуждать другого к выполнению определенных действий. Этот вывод широко распространен, но не исчерпывает истины, поскольку описывает только один способ использования силы и не раскрывает его сути. Когда баланс сил понимается как обязательно наличие принуждения, которое противостоит свободе, тогда весь пафос интеллектуальной и социальной энергии общества направлен на отмену принуждения как величайшего и единственного зла, стоящего на пути свободного демократического развития человека.
Однако устранение принуждения не устраняет властные отношения или возможности злоупотребления властью. Ведь принуждение – это следствие определенного типа власти, основанного на этом самом принуждении. Конструктивный шаг по устранению принуждения напоминает создание такой демократической структуры правления, которая осуществляется не только для людей, для их блага, но и самими людьми для своего блага.
Проблема власти
Более четко характеристики феномена власти можно проследить, проанализировав различные аспекты ее проявления. В социальном плане власть – это силовое отношение, которое выражает реальное господство: «они не участвуют в правительстве, чтобы получить власть, но они участвуют в правительстве, потому что чувствуют себя достаточно сильными для этого» (Кнудсен).
Поскольку власть – это комбинированная ценность, вы можете управлять другими и не можете управлять собой (вы можете владеть собой), ведь власть означает способность осуществлять свободу действий в соответствии с вашими целями и собственной волей, что по отношению к вторым людям, создает определенную систему ущемлений.
Психологически власть – это отношения лидерства. Власть устанавливается в межличностном взаимодействии, где ведущая и мотивированная части изолированы. Первый – субъект, хозяин, второй – объект, раб власти. С гносеологической точки зрения власть – это преднамеренный способ использования знания.
По своей природе власть состоит из двух частей:
- в «плане знаний» актуализируется осознанный расчет действий и их последствий в заданных обстоятельствах, устанавливается рациональность,
- в «плане воли» формируется жесткое подчинение действий поставленным целям.
Настойчивость, знание и воля одинаково обязательны, равны по силе. Без знаний власть дикая, необузданная, импульсивная; без воли она слабая, неспособная. В политическом аспекте власть – это способ осуществления влияния, подчинения, принуждения в соответствии с реальностью баланса сил.
Важно прояснить сущность власти, чтобы знать ее корни. Они находятся в объективном ходе социогенеза, где через ритуалы, обычаи, традиции, законы, другие внешние рычаги практической организации, своевременная человеческая коммуникабельность постепенно кристаллизируется и консолидируется в специализированный механизм регуляции коммуникации.
Источники власти – объективная неоднородность положения людей в обществе, расчлененность их ролевых функций. Совершенного равенства сил не бывает. Таким образом, в результате неоднородности ролей людей власть сводится к системе преимуществ, которые представляют собой дополнительные степени свободы и дают право одним влиять на волю других. Власть реализуется посредством позитивных санкций (стимулирование добровольного подчинения) и негативных санкций (применение принуждения), которые усиливают асимметрию субъекта и объекта власти.
При этом все упирается в пределы возможностей функций власти, которые нежелательно и опасно нарушать: там, где нарушается баланс кардинальных целей и средств поддержания власти, власть вырождается. Также важно определить цель власти. Она заключается в том, чтобы путем прямого или косвенного воздействия на людей их объединения или разлучения:
- противодействовать кризису, уменьшать, нейтрализовать напряженность;
- бороться за максимальную стабильность социального целого, способствовать его совершенствованию, укреплению, прогрессу.