Атеизм – это мировоззренческая система, выстроенная без включения сверхъестественных сил и явлений, иными словами, - это осознаваемое или неявное отрицание идеи существование бога, богов и других мистических сущностей.
Понятие и формы свободомыслия
Под свободомыслием традиционно понимается стремление к переосмыслению, критике религиозных догматов, а также интеллектуальному творчеству, выходящему за рамки религиозной тематики и воплощаемому в виде произведений искусства, философских размышлений, достижений науки, общественной деятельности.
Религия, как система мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы, присуща человеческому обществу с самых ранних форм его существования. Первые религиозные представления зарождаются еще у первобытных людей, и направлены на выстраивание взаимодействий с окружающим миром, создание стабильной и предсказуемой картины реальности, в основе которой лежит представление об одухотворенном характере природы и всех ее частей. По мере развития человека, общества, его представления и знания о мире расширялись, что влекло за собой совершенствование мифорелигиозного мировоззрения, его превращения в развитые религиозные системы политеизма, имеющие широкое воздействие на общество, в том числе за счет регуляции этических норм, установления обрядов и традиций, выстраивания социального института религии.
Однако одновременно происходило и накопление противоречий между религиозной картиной мира и теми знаниями, и представлениями, которые человек мог сформировать. Данные расхождения находили свое отражения в различных текстах и философских системах, которые можно назвать антирелигиозными. Они известны с глубокой древности, одним из первых является «Песнь Арфиста», относящаяся к периоду Среднего Царства в Древнем Египте.
На протяжении истории свободомыслие существует в двух основных формах – стихийной и теоретической. Стихийное свободомыслие перманентно, оно заключается в опоре личности на собственный опыт и здравый смысл, признании самостоятельности человека, его права на познание мира и распоряжения собственной жизнью, и проистекает из естественных потребностей и прав человека на жизнь, на свободу, на самоопределение.
Теоретическое свободомыслие представляет собой попытки структурирования различных антирелигиозных и вне религиозных концепций и мировоззрений в единую систему, своеобразное обобщение основных антирелигиозных идей эпохи. В европейской истории первым известным периодом широкого становления теоретического свободомыслия стала античность, посредством зарождения в древнегреческом обществе философии – как попытки осмысления мира и бытия альтернативной мифо-религиозному мировоззрению. В рамках античной философии были сформированы онтологические, гносеологические, этические и иные концепции имеющие внерелигиозный характер, которые неоднократно осуждались современниками в качестве «безбожных» (например, обвинение в безбожности Сократа и его этической философии). В конечном итоге основные достижения античной философской мысли были интегрированы в христианство, посредством обширного дискурса между христианством и неоплатонизмом. Установление религиозного диктата после закрытия последней философской школы в VI веке закрыло возможности для существования теоретического свободомыслия на весь период средних веков.
Однако, начиная с эпохи Возрождения, философская мысль вновь получила возможность существовать вне религиозного русла, что привело к развитию разнообразных теоретических систем свободомыслия от светского гуманизма, до неопозитивизма и научного атеизма.
Виды свободомыслия
Можно выделить несколько основных видов свободомыслия:
- богоборчество,
- скептицизм,
- антиклерикализм,
- агностицизм,
- индифферентизм,
- нигилизм,
- пантеизм,
- деизм,
- атеизм.
Богоборчество представляет собой стихийную форму протеста, связанную с разочарованием в религиозных догмах и идеалах, действительными противоречиями между учением и объективной реальности, которая может проявляться в индивидуальной активности человека, в виде социальной или политической деятельности, через искусство или философию.
Скептицизм основан на сомнении, как базовой посылке любого процесса познания, в данном случае сомнении в истинности религиозных догм и идеалов. Из скептицизма вытекает агностицизм, как убежденность человека в неспособности окончательно познать что-либо, в том числе познать бога, доказать или опровергнуть его существование.
Антиклерикализм представляет собой идейно-социальное движение, направленное против претензий церкви на главенствующую роль в обществе, ее стремление к обогащению и установление собственной, независимой от государства власти. Антиклерикализм мог осуществляться в рамках государственной политики, стихийно через народные бунты и восстания, так и внутри самой церкви через противоборство различных группировок.
Индифферентизм предполагает игнорирование религиозности, ее идеалов, норм и институтов. Индифферентизм выступал в качестве протестного движения в период доминирования церкви, через создание произведений творчества без религиозной тематики, центрированных на проблемах человеческой личности.
Нигилизм представляет собой общественную субкультуру свойственную в первую очередь молодежи и основанную на отрицании всяческих авторитетов, в первую очередь отрицание традиций (не только религиозных) в пользу «научного подхода» к миру, который трактовался нигилистами также достаточно искаженно.
Пантеизм, деизм и атеизм, представляют собой разновидности теизма, от исключения личностного начала бога, или его способности оказывать влияние на реальный мир и судьбы человека, до полного отрицания идеи божественного.
Понятие научного атеизма
Научный атеизм представляет собой социально активное движение внутри атеизма как мировоззрения и связан не просто с отрицанием богов или сверхъестественных сил, но с необходимостью подвергнуть религию критическому осмыслению и с помощью научных средств доказать ее несостоятельность. Представители научного атеизма полагают, что индифферентизм, преобладающий в современном обществе по отношению к религии, недостаточен и требуется полное искоренение религиозного мировоззрения, за что его также называют «воинствующим атеизмом».
Основные направления критики религии:
- естественно-научная критика, направленная на противоречия между данными науки и религиозными представлениями (о возрасте Земли, происхождении человека и жизни, психической деятельности человека и т.д.);
- философская критика, направленная против религиозного мировоззрения;
- историческая критика, раскрывающая происхождение и становление религии как естественный социальный процесс.