Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

«Свобода воли» действующего субъекта и проблема закономерности его действий

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / «Свобода воли» действующего субъекта и проблема закономерности его действий
«Свобода воли» действующего субъекта и проблема закономерности его действий

Сущность понятия «свобода воли»

Определение 1

Свобода воли – это возможность человека делать выбор не зависимо от обстоятельств. Обстоятельства могут быть внешними (давление, принуждение, обещание вознаграждения и пр.), а также внутренними (субъективное отношение, предубеждения, инстинкты и пр.).

С древних времен в философии ведется спор о существовании свободы воли, о ее определении и природе. Наиболее популярны две противоположные позиции:

  • метафизический либертаризм – заявляет о неверности детерминизма и утверждает, что свобода воли является реально существующей, либо возможной;
  • жёсткий детерминизм – утверждает, что детерминизм верен, а свобода воли в реальности не существует.
Замечание 1

Обе эти концепции, утверждающие, что детерминизм нельзя совместить со свободой воли, могут быть классифицированы как инкомпатибилистские. Если же роль детерминизма в этом вопросе концепцией отрицается, то такая позиция называется компатибилистской.

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип свободы воли накладывает отпечаток на религию, этику и науку. Например, свобода воли в религиозном контексте подразумевает, что человеческие желание и выбор совместимы с божественным провидением. В рамках этики существованием свободы воли определяется моральная ответственность каждого человека за собственные поступки. В науке изучение свободы воли позволяет выявлять способы прогнозирования поведения людей.

В отдельных случаях проблема человеческой свободы может казаться абстрактной и несвоевременной, но никто никогда не отрицал актуальность и практическую значимость вопроса ответственности за свои действия. Ответственность, или как ее иногда называют, вменяемость предполагает поощрение или наказание, похвалу или порицание за поступок, который совершил человек. Отношения в обществе не могут существовать без личной ответственности каждого человека за его поведение.

Свобода воли и ответственность

Человек несет ответственность перед всем обществом и каждым его членом за каждый совершенный поступок. Ответственность может быть нравственной или правовой, духовной или материальной, индивидуальной или коллективной. Там, где человек получает право действовать, неизбежно он принимает на себя ответственность за каждое свое действие.

Иными словами, ответственность – это часть общественных отношений. Именно посредством механизма ответственности обществом контролируется поведение отдельных личностей, коллективов и социальных групп. Теряя чувство ответственности, человек выпадает из общественной жизни, утрачивает важные связи, которыми он соединен с окружающими людьми. Контроль и корректное регулирование поведения посредством определенных механизмов ответственности и составляют важнейший, ключевой механизм сознательного управления развитием общества.

При этом ответственность – это обратная стороны свободы воли человека. Там, где отсутствует свобода выбора и возможность поступить иначе, там нельзя и говорить об ответственности за совершенный поступок. Когда объективные условия однозначны, не оставляют человеку возможности выбора при принятии решения, тогда и всю вину можно перенести с человека на окружающие условия. Такой человек не может быть ответственным и вообще вменяемым. Именно в связи с неотделимостью друг от друга понятий ответственности и свободы воли, ответственность в качестве философской категории может быть применена только к человеку. И действительно, никто не станет приписывать вину естественным природным явлениям или животным, требовать признания их ответственности за результаты, к которым они причастны.

Свобода воли же, по общему убеждению людей, характерна только для человека и предполагает, что человек способен самостоятельно, вне зависимости от условий изменить или выбрать свой мотив поведения. Это означает, что свобода воли говорит не о беспрепятственном воздействии рассматриваемой причины, то есть мотива, а о том, что сама эта причина может быть или не быть, может быть в том или ином формате. То есть, этот вопрос также затрагивает власть и человеческое могущество, но только в данном контексте речь идет не о власти над условиями внешнего окружения, а власти над самой этой силой, движущей человеком. Весь вопрос сведен к тому, насколько способен человек управлять причинами, которые оказывают влияние на его действия, может ли человек в некотором смысле избавиться от всеобщей детерминации, не сводясь при этом к внешней причинной обусловленности.

Разделяя понятия свободы действий и свободы воли, можно легко различить также понятия твердости, силы воли и упорства, а также понятие свободы воли.

Определение 2

Сила воли – это способность человека не отступать с пути достижения поставленной цели, не пасовать перед трудностями, проявлять мужество и настойчивость.

Волевой человек, принимая решение, имеет силы подчинить ему всю силу духа и тела, и там, где безвольный увидит непреодолимую преграду, человек волевой будет видеть практически беспрепятственный путь к успеху. Поэтому сила воли – один из необходимых компонентов свободы действия или человеческого могущества. При этом способность человека свободно достигать поставленные цели, что характерно для сильных, нежели слабых людей, однако это не говорит о том, насколько свободен человек в постановке и выработке своей цели. А значит, вопрос свободы воли нельзя путать с вопросом упорства и силы воли.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что актуальность вопроса о свободе воли человека определена ее неразрывной связью с проблемой ответственности человека – как перед самим собой, так и перед разными социальными структурами. Теоретическое значение свободы заключено в том, что она – конечная цель и решающий критерий в оценке философских систем. Чтобы правильно поставить и решить проблему свободы воли, необходимо четко разграничивать свободу действия и свободу воли.