Наиболее распространенными, и не самыми сложными для анализа являются категории единичного, особенного и общего (всеобщего). Если полагаться на их сущность, то можно определить, что наш мир состоит из огромного и нескончаемого множества процессов, предметов, явлений, отношений, свойств.
Единичное
Во всем есть параметры, которые отличаются от параметров иных процессов, предметов и делают их неповторимыми, единичными в таком роде. Такие параметры являются единичными. Таким единичным у любого отдельно взятого конкретного человека есть черты его лица, манера поведения и подобные вещи. Иногда вместо примера единичного приводят параметры, которые отличают человека от всех процессов действительности Это неправильно, так как понятие "человек" является всеобщим понятием и поэтому параметры, отраженные в нем, также являются всеобщими. Единичными будут параметры, отличающие конкретного человека, например, И. Кант от всех иных людей.
Тем не менее, в каждом предмете есть еще и параметры сходства или тождества с параметрами иных предметов или явлений. Такие параметры называются общими. Например, у любого конкретного человека общими параметрами с другими людьми будет его возможность трудиться, принадлежать к конкретному классу и много чего другого. Общими параметрами любой частицы вещества служит наличие в ней конкретной массы и движения.
Особое (особенное) и отдельное
Отличительной категорией от общего и единичного является категория особого, выражаемая в диалектической связи единичного и общего. Данная категория имеет достаточно относительный характер. Это связано с тем, что она выступает как единичное, так и общее. Эта категория является выражением разных форм и сторон проявления всеобщих закономерностей в конкретных явлениях и вещах.
Особые признаки в логике называются видовыми, в то время как общие – родовыми. Особое является и частичностью, и частичным. Данные категории также могут рассматриваться в контексте единичного и общего, особого и всеобщего.
Помимо этого, выделяется еще одна дополнительная категория – отдельное. Она является выражением конкретного явления, несущего в себе особые и единичные, общие и всеобщие признаки. Категория отдельного объединяет и синтезирует содержание форм всех вышеуказанных категорий. В таком случае, будут происходить некоторые аналогические операции: единичное - тезис, общее - антитезис (противоположность единичном), а отдельное - синтез (этих противоположностей).
С другой парой:
- особое - тезис,
- всеобщее - антитезис,
- отдельное - синтез.
Отдельным, например, может считаться древнегреческий философ Платон, а единичным есть черты его лица или то, что именно он обучал Аристотеля и был основателем европейского подлинного идеализма. Общим - то, что он был греком, идеалистом и проч. Его единичные признаки являются одновременно и его особыми признаками.
В свое время В. Ульянов характеризовал определенную взаимосвязь категорий "отдельное" и "общее":
"... Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть частичка или сторона или сущность отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д. и т.д. ".
Общее и единичное
В чем же объективная составная общего и единичного? Множество философов признает наличие единичного, но отрицают существования общего в конкретных вещах. Они исходят из того, что мир включает в себя отдельные вещи, явления. Если да, то почему, каким граням объективной реальности могут уравниваться по смыслу общие понятия? Ничему, - полагают отдельные из них, так как общее - это лишь имя, которому в реальности соответствует не общее, а лишь отдельное (номиналисты).
интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 1. Общее и единичное в философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Другие полагают, что наши всеобщие понятия отражают что-то более реально существующее. Они считают, что всеобщие понятия живут реально, объективно, они жили и до появления мира. Конкретно взятые явления являются копиями таких понятий.