Философия Нового времени
Научная революция XVII века привела к тому, что философское мышление начало испытывать все большее воздействие со стороны формирующегося математизированного естествознания. Использование математики и метода наблюдения приводят к прорыву в естествознании. Самый показательный мыслитель этого периода – английский математик, механик, астроном и физик – Исаак Ньютон (1643-1727). В своем труде «Математические начала натуральной философии» он предложил количественно объяснять природу, основываясь на минимальном количестве допущений и принципах строгой причинности.
В XVII веке произошел окончательный разрыв философии и схоластики, которая была подготовлена первыми успехами естественных наук и использованием математического метода, который начали осознавать в качестве образца всякого философского мышления. Философией была предпринята попытка выработки теории всеобщей механистической взаимосвязи природы. Отношения природы с духом образуют эпистемологические, то есть познавательные основания новой философии. Обоснование новой философии строится следующими формами:
- рационализм, распространившийся в первую очередь в Германии и Франции;
- эмпиризм, распространившийся сначала по всей Великобритании, а потом и во Франции.
Представители рационализма утверждали, что познание действительности возможно, при условии чистых принципов мышления. Так как мир рационально устроен Богом, то существует и возможность дедуктивно постигать логический порядок мироустройства в соответствии с математическим методом, а именно – возможно строить умозаключения, основываясь на нескольких надежных аксиомах. При этом действительность базируется на двух субстанциях, то есть проявляется дуализм действительности, по предположениям Рене Декарта.
В отличие от Декарта Бенедикт Спиноза – нидерландский философ, основатель спинозизма, говорил о существовании только одной субстанции, то есть считал действительность монистичной. Свои идеи он изложил в труде «Этика», которая была написана «геометрическим способом». Его учение повлияло на формирование концепций многих последующих философов.
Еще один взгляд на решение проблемы существования субстанции был предложен немецкими философом, математиком, физиком и языковедом Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Он говорил о существовании множества субстанций, то есть плюралистичной действительности. Он разработал учение, названное монадологией, где высказывал идеи о существовании предустановленной гармонии.
Эмпиризмом, в противоположность рационализму, основание познания виделось в чувственном опыте. Действительными являются только отдельные феномены и предметы. Правильное употребление разума помогает их упорядочивать и делать на их основании индуктивные выводы. Авторитетность данного подхода обуславливается развитием естествознания, а также особым вниманием к индивиду в философии государства и права.
Первая философская систем в духе эмпиризма, базирующаяся на принципах механицизма и материализма, была выстроена английским философом Томасом Гоббсом. Гоббс базировался на механистической философии Декарта. Он разработал учение о теле, о субъективности вторичных качеств и механической ассоциации идей. В философии государства он основывался на представлениях о государстве как об искусственном и сконструированном теле, возникающем из состояния, когда люди воюют все против всех, а затем, благодаря возможности общественного договора, осуществляется переход к государству.
Джон Локк в своих идеях значительно опирался на размышления Гоббса. Локк отрицал возможность существования врожденных идей, считая, что любое представление вытекает из опыта – внутреннего или внешнего. Субстанция – неизвестный носитель воспринимаемых качеств, так как немыслимо, чтобы Бог придавал материи способность мыслить. Локк значительно повлиял на дальнейшее развитие философии, так как именно его рассматривают в качестве основателя английского Просвещения.
Философия эпохи Просвещения
XVIII век – век Просвещения. Именно данный период претендует на полное господство разума над действительностью и обосновывает возможности рационального регулирования жизни.
Просвещению характерно критическое восприятие традиций и духовных авторитетов, высокая оценка индивидуальных свобод и способности разумно решать любые возникающие вопросы. Все это вызвало критику религии. Религия подвергалась проверке разумом, чтобы очистить ее от ненужных суеверий и заменить на более рациональную набожность. Особая забота просветителей – взаимная терпимость, или толерантность религиозных общин. Шло активное распространение деизма.
Деизм – это учение, в соответствии с которым Бог создал совершенный мир и больше никак не вмешивается в его функционирование.
XVIII век – период открытий в естественный науках. Быстрый темп нарастания знаний о природе порождает просветительскую веру в прогресс. Также этому периоду характерно ускоренное экономическое развитие, чем обуславливается подъем буржуазии. Данный процесс сопровождается развитием либерализма, которому необходима свобода предпринимательства и торговли. Важное достижение философии – новые формулировки естественного права и человеческих прав.
Значителен вклад просветителей в теорию современного государства. Они сформулировали ряд важных принципов:
- теория договора, в соответствии с которой господство должно рассматриваться в качестве договора народа и правительства;
- народный суверенитет – в соответствии с которым государственная власть принадлежит народу;
- разделение властей – власть необходимо делить между разными взаимоконтролирующими органами, чтобы исключить злоупотребление ею.
Джордж Беркли развивал традиции английского Просвещения и эмпиризма в духе спиритуализма. Он считал, что ощущениям человека не могут соответствовать конкретные материальные предметы, так как ощущение – это просто представление, заданное свыше определенным образом.
Давид Юм отличался во взглядах эмпиризмом и скептицизмом. Юм отказывался от понятия субстанции и каузальности, так как считал, что представления связываются индивидом произвольно. Любое действие определяется предрасположением, а нравственность базируется на врожденной доброжелательности. Юм подчеркивал значимость морали, считая, что религия возникла на основании потребности души, а первая ее форма – политеизм или многобожие.