Компьютеризация науки
Развитие современных компьютерных технологий есть с одной стороны, результат самого научного прогресса, с другой стороны, они вызывают изменения в самой методологии науки, открывая новые возможности познания. Еще в 60-х годах XX века в Гарварде сложилась когнитивная наука, которая при помощи метода компьютерного моделирования изучали знания в интеллектуальных системах. Главным объектом выступает само знание, как оно получается, хранится, перерабатывается, в каком виде предстает для исследующего субъекта.
Значительную роль в когнитивной науке играет лингвистика. Она включает в себя:
- языковые знания;
- внеязыковые знания.
Языковые знания – это принципы речевого общения и обучения, совокупность грамматического знания с композиционной и лексической семантикой.
Внеязыковые знания – это контекст языковой ситуации, адресат коммуникации, общий фон знания в виде личностной картины мира.
Если исключить из знания человека, получится чистая информация, имеющая знаковую оболочку. При помощи компьютерных технологий возможно создание информационной модели знания. Кроме того, оказалось возможным смоделировать различные теории, проверив их на жизнеспособность. Были проверены идеи Локка, Канта, Хайдеггера, Гуссерля. Оказалось, что идеи Локка о душе как «чистой доске», на которой опыт записывает содержание, несостоятельны. Подтвердилось наличие и роль невыявленных скрытых знаний, не выраженных в языке, но хранящих жизненный опыт человечества.
Повышение значимости компьютерных технологий для общества и науки привело к появлению новой теории, в частности теории фреймов. Согласно данной теории, знания о мире складываются по определенным сценариям с фиксированным набором стереотипных ситуаций. Фрейм и есть представление о стереотипной ситуации, т.е. унифицированные конструкции, связанные с усвоением опыта. Каждый фрейм предполагает:
- информацию о явлении или процессе (объекте);
- понимание естественности цикла;
- знание стандартных связей с другими фреймами;
- умение оперировать полученной информацией на простейшем уровне.
Теория фреймов появляется как попытка объяснить высокую скорость мышления человека и способы его обработки информации, что достигалось за счет наличия во фреймах явной и скрытой информации.
Принцип системности в современной науке
Со второй половины XX века активно развивается принцип системности в современной науке. Идеи о системном характере знания высказывали многие философы прошлого, в частности, Лейбниц, Гегель и другие. Сейчас под системностью понимается существующая связь между всеми явлениями и предметами, образующими разные уровни и разной степени сложности. Однако в методологии науки идет спор о том, какая же точка зрения – онтологическая или эпистемологическая – более верна. Согласно первой точке зрения системность изначально присуща всем предметам, а в задачу исследователя входит выявление этих систем и их взаимосвязей. Согласно эпистемологической версии, субъект-наблюдатель сам включен в систему, его представления о наличии системы неотделимы от его установок на познание. Ряд философов и ученых, например, Н. Луман и Ф. Варела, полагают, что системы в реальном пространстве не существует, это исключительно человеческий способ мышления.
Принцип системности сейчас одни из ведущих. Он подразумевает наличие таких элементов, как связь, структура, части, целое, элемент, иерархия, организация, анализ и т.д. В него включены такие понятия, как целостность, структурность, универсальность, всеобщность связей, развитие, поскольку каждая система представляет собой изменчивую конструкцию. Системный подход в науке является общенаучной и междисциплинарной методологией, а также частью социальной практики. Не являясь строгой теоретической концепцией, он помогает увидеть проблемы в целостном понимании объекта, расширяет познавательные грани, предлагает новые объяснения.
Синергетика как новая парадигма мышления
В противовес классической науке, которая предполагает линейность и стереотипность мышления, жесткий детерминизм, сейчас все больше набирает сторонников подход под названием синергетика.
Синергетика – это междисциплинарный научный подход, объясняющий образование и самоорганизацию структур в открытых системах.
Синергетика возникает на базе теории хаоса, нелинейном математическом анализе, теории катастроф и т.д. Принципы, которые заложены в синергетике, применимы как к сложным системам – природе и обществу, так и к совсем простым. Самоорганизация в синергетике представляет собой процессы возникновения и упорядочивания пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях, вблизи от критических точек. Система может находиться в относительно устойчивом состоянии (аттрактор), однако оно притягивает к себе различные пути и траектории развития на пути к определенной «цели» по образу воронки. Система таит в себе возможность бифуркации, т.е. развития в разные стороны, под точкой бифуркации обычно понимается точка разветвления путей эволюции, перепутье. Переосмысляется роль хаоса, который теперь понимается как дающий возможность объединения в большие структуры, т.е. идти процессам самоорганизации. Одним из основных способов самоорганизации выступает принцип самовоспроизводимости, при котором какая-либо простая структура многократно воспроизводится в объект, задавая его параметры. В качестве примера можно рассмотреть строение дерева, кровеносных сосудов, бронхов и т.д.
Синергетика допускает многовариантность развития, в том числе наличие тупиковых ветвей развития, отклонений. Само развитие возможно благодаря неустойчивости системы, новое возникает всегда как результат случайного и непредсказуемого действия. Несмотря на нелинейный характер развития, при управлении сложными системами необходимо учитывать потенции среды и структур-аттракторов, чтобы достичь максимальной эффективности.