Философская антропология
Проблема человека безусловно является центральной проблемой и отправной точкой философского поиска, так как даже разрешая вопросы сущности бытия человек в действительности стремится познать самого себя и найти таким образом свое место в мире. На разных исторических этапах данная проблема разрешалась различными путями, однако их общим недостатком являлось выделение и абсолютизация какой-либо изолированной стороны человеческой природы – разума, души, любви, социальных отношений и т.д. Противоречивость и односторонность многочисленных концепций привела к невозможности их итогового обобщения и получения цельного образа человека. Уже в двадцатом веке произошла попытка разрешения данной проблемы «с нуля», в рамках немецкой философской антропологии.
Представители данного направления – М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер, Э. Кассирер задумывали антропологию как позитивную научную дисциплину, отвечающую всем строгим требованиям науки, и объединяющую знания из разных областей о человеке – медицине, психологии, физиологии и т.д. Высокий уровень обобщения этих знаний и глобальная постановка вопроса – раскрытие сущности человека делало новую дисциплину философской.
Мыслители начали свое исследование с тезиса о том, что человек представляет собой дефективное, неполноценное животное. Сравнивая человека и других животных философы указывают на его неприспособленность к обитанию в природной среде, слабость и незащищенность в сравнении с остальными животными, недостаточность инстинктивной сферы, отсутствие жестко заданного пути реализации жизненной сферы. Именно в данном аспекте – в свободе выбора пути реализации цели существования человека (а целью существования любого животного является продолжение рода), антропологи видят место и роль существования человеческого разума.
Наличие разума или духа, как более широкого понятия, включающего аспекты нравственности, эстетики и т.д., кардинально отличает человека и его способ бытия от таковых у животного. Если животное пассивно приспосабливается к тем условиям в которых проходит его жизнедеятельность, то человек напротив, восстает против них и преобразует естественную природу, в пользу природы рукотворной, в культуру. Однако выходя за рамки природного существования и практически не соприкасаясь с ним, обитая в рамках искусственной среды, человек все же не может избавиться от собственной природной основы, что и порождает проблему дуализма, кажущегося сосуществования тела и духа, которое в действительности реализуется в рамках психофизиологического единства человека.
Важнейшей характеристикой духа выступает его способность к опредемечиванию, т.е. не просто отражению окружающей действительности в виде некой совокупности предметов, но приписыванию этим предметам определенного смысла и значения, что по своей сути составляет процесс познания. При этом человек бесконечно открыт миру, т.е. постоянно стремится к познанию нового и переходу за границы уже известного ему.
Проблема человека в концепциях двадцатого века
Проблема человека также активно рассматривается в различных философских и психологических концепциях прошлого столетия. К наиболее значимым можно отнести:
- марксизм,
- психоанализ,
- экзистенциализм.
Марксизм понимает человека как продукт общественных отношений. Рассматривая человека, марксизм выделяет ряд его основных сторон как индивида, личности, индивидуальности.
Индивид представляет собой совокупность свойств человека как биологического существа, его принадлежность к хомо сапиенс. Личность – это более высокий уровень организации бытия человека, образующаяся в процессе социальных взаимоотношений, в качестве совокупности всех тех свойств и качеств, которые в них формируются. Индивидуальность представляет собой объединение уникальных черт каждого человека. Их соотношение определяется известной формулой «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Психоанализ понимает человека в первую очередь как биологическое существо, которое в своей деятельности подчинено противостоянию животной природы, выраженной в инстинктах бессознательного (размножения и смерти), и социальных установкам, запретам, правилам, прививаемых обществом. Человеческое Я находится между этими двумя полюсами и стремится найти компромисс, реализовать свои биологические потребности социально приемлемым способом. Человеческая цивилизация с точки зрения психоанализа продукт сублимации бессознательных желаний.
Экзистенциализм провозглашает торжество свободы и воли человека, его полного одиночества и независимости перед лицом Ничто – полной иррациональности окружающего мира, отсутствия в нем какого-либо смысла, первоосновы, рациональной идеи. Перед человеком стоит нелегкий выбор вести неподлинное существование в бегстве от пустоты, цепляясь за призраки религий, идеологий, философских концепций, либо принять бессмысленность мира, и обрести подлинную свободу, а вместе с ней полную ответственность за свою жизнь.
Актуальная постановка проблемы человека
Характеризуя постановку проблемы человека в современной философии необходимо выделить ряд ее важнейших характеристик:
- массы,
- аппарат,
- техника.
Значительный рост населения планеты вообще, и Европы в частности, привел к тому, что роль яркой, индивидуальной личности в истории заместила собой масса людей. В противостоянии массового и элитарного, масса одержала безоговорочную победу, переведя все стороны социальной и духовной жизни человека на массовый уровень – массовая культура, массовое потребление, массовые организации, средства массовой информации и т.д.
Главным требованием массы является однородность, торжество среднего человека, общность ценностей, идеалов и устремлений. Масса убивает индивидуальность. При этом возникает парадокс согласно которому человек находящийся в массе оказывается одинок, так как он всегда противостоит массе в одиночку. Отдельные люди стремятся выйти и высвободиться от давления массы, но сами выступают в качестве таковой по отношению к другим.
Бюрократический аппарат, большой и разветвленный является жизненной необходимостью для удовлетворения потребностей массы. Только массовый аппарат управления способен руководить массой, направлять и организовывать ее движение. Причем что характерно, сами члены бюрократического аппарата не представляют собой качественно иной «породы» людей, отличных от массы, они сами часть этой же массы и выражают ее интересы, просто по определенной случайности, занесенные в рамки аппарата. Именно поэтому перевороты, революции, смены государственных форм, приводят лишь к смене лиц в рамках аппарата, но не к смене его деятельности, так как в действительности лишь одна часть массы заменяется другой, такой же.
Техника. Безграничный технический прогресс играет важнейшую роль в становлении массового человека и массового сознания. Теле-радио-интернет коммуникация, ускорение всех процессов, от перемещения в пространстве, до производственных, зависимость человека от средств технократической среды обитания, все эти факторы способствуют становлению массы, ее торжеству, и комфортному обитанию. Век информации предоставляет аппарату широкие возможности по манипуляции и управлению массой, так как массовая подача информации лишает человека возможности критического ее осмысления и различения действительного и иллюзорного.