Понятие Нового и Новейшего времени
Новое время – это период человеческой истории, занимающий промежуточное положение между Средневековьем и Новейшим временем.
Данное понятие сформировалось в Италии в эпоху Возрождения, в качестве элемента предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерий определения отсчета Нового времени – это расцвет светской культуры и науки, то есть именно духовно-культурный фактор.
Новейшее время – это период развития человеческой истории, начинающийся в 1918 году и продолжающийся по сей день.
В начале XIX века понятие «новейшее время» начал использовать Гегель в работе «Философия истории», не указав при этом временного промежутка. В советское время термином «Новейшее время» стали обозначать период с 1917 года, то есть послереволюционный.
Общая характеристика философии Нового и Новейшего времени
Философы XVII-XVIII веков подвергали критике богословские средневековые концепции. Ими общественная история рассматривалась в качестве продолжения истории природы, они стремились вскрыть «естественные» законы жизни общества. Это связано с уровнем развития науки того периода, с поиском единых и универсальных законов мира, а значит и единой науки. Общественная жизнь была схожа с жизнью природы.
Исходное звено цепи природных процессов – атомы, а в общественной жизни таким исходным звеном был человек. Как бы резко не отличались люди между собой, у них есть объединяющая основа – инстинкт самосохранения. Именно это чувство порождает страсти, из которых состоит мотивация поступков людей: они управляют поведением людей настолько же точно, насколько физическими силами определяется движение природных объектов.
Социальные законы рассматривают в качестве законов механики. Чувство самосохранения схоже с законом инерции. Социальный инстинкт, как центростремительная сила, притягивает людей друг к другу. При этом, они тем сильнее стремятся друг к другу, чем меньшее между ними расстояние и чем более они родственны между собой по схожести страстей. Человеческий эгоизм, как центробежная сила, людей отталкивает. Каждый человек в жизни движется по уникальной заданной орбите. Благодаря взаимодействию между центростремительными и центробежными силами, возможно установление равновесия в общественной жизни: люди не сливаются в единый поток, но и не «рассыпаются» в разные стороны.
Просветителями XVIII века был внесен значительный вклад в развитие философии, в частности:
- была выдвинута идея об историческом прогрессе;
- был сформулирован принцип единства исторического процесса;
- были заложены основы истории культуры;
- было обосновано положение относительно влияния географической и социальной среды на человека и т.д.
Выдающиеся мыслители Нового и Новейшего времени
Вико Джанбаттиста – выдающийся социальный мыслитель Италии, которым была разработана философско-историческая концепция, предвосхищающая весь дальнейший путь развития историософской мысли, он является автором многих произведений по юриспруденции, литературе, филологии, истории и философии. Им была отвергнута идея фатализма в истории, также он не был согласен с тем, что история является цепью случайностей или продуктом хитрости и коварства правителей.
Вико стремился найти в истории объективный критерий, хотел вскрыть внутреннюю логику общественного развития, связь между социальными событиями. Вико выдвигал идею о прохождении каждым народом определенных циклов развития в своей истории:
- эпоха богов – детство человечества;
- эпоха героев – юность человечества;
- эпоха людей – зрелость человечества.
Известна некая закономерность также в развитии государственности, причем аристократию сменила демократия, которая для народов, не умеющих достичь идеала, выражается деспотизмом.
Монтескье Шарль Луи – известные французский правовед, социальный философ и политический мыслитель, автор знаменитой работы «Дух законов». Он занимался изучением не только литературы, права, истории политических учений, а также и естественных наук – физики, анатомии и ботаники.
Монтескье считал конституционную монархию наилучшим вариантом государственного устройства. Эту точку зрения он объяснял тем, что цель такой монархии – достичь политической свободы, которая для гражданина является спокойствием духа, основанным на уверенности в собственной безопасности. Для обеспечения этой свободы, правление должно быть организовано таким образом, чтобы один гражданин не боялся другого. В соответствии с мнением Монтескье, все, что существует – Бог, человек, природа, общество – живут в соответствии со своими специфическими законами. Философ основывается на принципе: отношения справедливости должны быть признания предшествующими положительному закону, который их лишь утверждает.
Кондорсе Жан Антуан – французский философ-просветитель, математик, социолог и политический деятель. В совей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» он занимался анализом закономерностей исторического развития.
Кондорсе считал, что основой истории является возможность безграничного совершенствования знаний. Также он говорил о значимости материальных и политических факторов в общественном развитии. Человеческий прогресс протекает в соответствии с определенными законами, знание которых помогает предвидеть его направленность и ускорить дальнейшее развитие.
Серьезный вклад в развитие социальной мысли внесли физиократы – французские мыслители XVII века. Основные их представители высказывали следующие идеи:
- Кинэ Эдгар – причину неудачи французской революции видел в недостаточном уважении индивидуальной свободы французами, что объясняется условиями так называемого «старого порядка».
- Тюрго Анн Робер – связывал протекание исторического прогресса с постоянным совершенствованием разума людей, развитием науки и искусства.
- Мирабо Виктор Рикети – поддерживал идею патриархального мелкого крестьянского хозяйства.
Заслуга физиократов – их стремление рассмотреть общество в качестве некоторого социального бытия, существующего вне зависимости от произвола законодателей, а также обратить особое внимание на огромное значение экономического порядка.
Французские историки периода Реставрации также внесли заметный вклад в развитие социальной мысли. Они многое сделали для уяснения исторической роли борьбы общественных классов. Они придерживались взглядов, что истории необходимо заниматься не биографией правителей, а биографией народов, поэтому на первый план ими выдвигалась гражданская история.