Социализация – это вхождение в социальную среду через принятие и применение социальных норм, ценностей и правил, которые успешно функционируют в данном обществе. По сути, через социализацию происходит процесс адаптации индивидов к окружающему миру.
Суть социализации
Существенная часть социализации человека приходится на время его обучения в школе. С.Т. Шацкий говорил о том, что «в школе всегда скрещены консервативные и прогрессивные силы социального пространства. При социализации в школе возникает возможность закрепить признаки устойчивого быта, а также содействовать прогрессу общества в целом».
Социализация как термин в течение длительного времени применялся фактически вместо термина «воспитание». Но последний термин достаточно долго использовался в идеологической борьбе и оказался нагруженным целым рядом смыслов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации. Из множества определений одним из наиболее часто встречающихся становится следующая трактовка. Социализация есть процесс формирования основных параметров личности, который основывается на обучении, воспитании, усвоении социальных ролей, в результате чего человек превращается в современного гражданина своего общества.
В ходе социализации происходит наследование и преобразование людьми социального опыта как базиса для формирования установок, ориентаций, умений и навыков, а также способностей. В ходе социализации индивид усваивает все нормы культуры социума.
В основе механизма социализации находится активно-преобразовательная деятельность личности через включение его во все типы активности. Социализация, в сущности, становится самореализацией индивида в процессе трудовой активности. Поэтому социализация всегда осуществляется успешнее, если индивид активно развивает собственное творческое начало.
Такой подход к трактовке социализации излишне широк, он идеализирует социализацию, так как приравнивает ее к самореализации. На практике такое совпадение происходит достаточно редко. Иногда оно проявляется у взрослых людей.
По мнению. Е. И. Ярославцева, в современном обществе на протяжении десятилетий насаждается только один принцип взаимоотношений «человек есть винтик общественных механизмов», «объект общественного воспитания». При этом важной считается только одна форма восприятия действительности, а именно: «подчинение личного общественному».
Социализация и самоидентификация
Чаще всего встречается такая трактовка понятия социализация, как преобразовательное действие или самоидентификация. В таком контексте социализация рассматривается как функционирование клубов по интересами. Чаще всего в обществе присутствует целенаправленная социализация. К ней можно отнести такие институты как: школа, ясли, детский сад и среднее общеобразовательное учреждение.
Кроме того, целенаправленно развивают личности разнообразные общественные организации. Все они действуют во имя одной ключевой цели: приближение молодых людей к тому идеалу или норме, которыми обладает любое общество.
Ученые выделяют несколько основных типов реакции личности на целенаправленную социализацию:
- «подчинение»,
- «обновление среды»,
- «ритуализм»,
- «уход от жизни»;
- «творческий бунт».
Наряду с целенаправленной социализацией в современном обществе присутствует стихийная социализация и развитие личности и ее внутренних мотивов.
Самоидентификация – это устойчивое отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и системы ценностей. Самоидентификация становится продуктом деятельности самой личности, ее стремление.
Социализация и самореализация личности
Самореализация – это реализация потенциала личности, осуществление своего человеческого назначения, призвания.
Саморазвитие всегда сопровождает процесс социализации личности. При этом человека всегда обучается чему – либо новому. Саморазвитие начинается с самых ранних лет онтогенеза и продолжается в течение всего жизненного периода.
Без социализации и саморазвития не может происходить самореализация, как ключевая потребность любого человека. Но при этом каждый человек всегда стремится реализовать собственные потребности и желания, но этого нельзя достичь без того или иного набора умений и навыков человека.
Важным типом социализации можно назвать гендерную социализацию, которая присутствует на всех исторических этапах становления личности и социального пространства внутри современного общества.
Гендерная социализация – это процесс усвоения человеком норм, правил поведения и социальных установок в соответствии с предписанной гендерной ролью.
В ходе гендерной социализации личность идентифицирует себя с тем или иным полом. В наши дни, как ни странно, с данным моментом сложно определиться, так как установленные веками роли женщин и мужчин существенно изменились. Сегодня традиционный подход к выявлению гендерных ролей сохранился, пожалуй, только в мусульманских странах.
Каждый человек должен учиться жить и существовать в социуме за пределами семьи и уметь общаться эффективно с самыми разнообразными людьми. Саморазвитие сеть постоянная и усердная работа человека над самим собой. Человек должен понимать собственные сильные и слабые стороны и правильно развивать их с точки зрения всех возможных типов активности личности.
Развитие личности также базируется на самоанализе, постановке конкретных идей деятельности и их практической реализации. Для того, чтобы учесть максимальное количество аспектов собственного развития, личности необходимо создать четкий план собственного становления и следовать ему хотя бы основной период времени.
Важной частью самореализации личности является ее самоактуализация. Она подразумевает стремление выявить собственный актуальный потенциал и использовать его внутри всех жизненных ипостасях.