Буддизм – это древнейшая мировая религия, распространенная преимущественно в странах юго-восточной Азии и на Дальнем востоке, в центре которой находится учение о перерождении душ и спасении человеческой души от страданий путем достижения нирваны.
Возникновение и основные постулаты буддизма
Буддизм складывается в шестом веке до н.э. на основании ведизма. Согласно легенде основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама был наследником индийского раджи Шуддходана, который хотел воспитать своего сыну мудрым правителем и талантливым полководцем. Однако приглашенные мудрецы сделали предсказание согласно которому у Гаутамы было две судьбы – он мог стать яростным и благородным воителем, если бы прожил свою молодость в счастье и благополучии, либо удалиться от мира и стать мудрецом, создавшим новый путь к спасение человечества, если бы познал страдания людей. В соответствии с пророчеством родители Гаутамы отдалили сына от мира в роскошный дворец, где он жил не зная нужды ни в чем и переживая всяческое счастье. Однако в возрасте 29 лет, Гаутама трижды столкнулся с человеческими страданиями – он встретил по дороге из своего дворца больного инвалида, старика и похоронную процессию. А позже повстречал медитирующего нищего старца, который отрешившись от мира переживал подлинную свободу и счастье.
Эти встречи изменили мировоззрение Гаутамы и сбежав из дворца он скитался в течении шести лет, пока не сформировал собственную философию и не стал Буддой – человеком, достигшим просветления. В возрасте 45 лет он начал проповедовать собственное учение и обрел множество учеников, ведь в отличии от ведизма его учение распространялось в равной степени на всех людей вне зависимости от их возраста, богатства, кастовой принадлежности, что сделало его крайне популярным. В возрасте же 80 лет Будда покинул этот мир и перешел в нирвану – бестелесное существование.
В основе учения Будды лежит представления о четырех благородных истинах:
- жизнь полна страданий,
- страдания имеют свою причину (в человеческих желаниях),
- страдания можно прекратить (через отказ от желаний),
- существует путь прекращения страданий.
Будда не только указал на необходимость избавления от страданий и существования пути, но и дал подробные инструкции по его осуществлению, которые получили название восьмеричного благородного пути:
- правильные взгляды,
- правильные намерения,
- правильная речь,
- правильные действия,
- правильный образ жизни,
- правильные усилия,
- правильное осознание,
- правильное сосредоточение.
Согласно индийской традиции буддийское учение основано на комментировании Вед, и относится к той ветви философских и религиозных школ, которые заимствуя элементы ведического мировоззрения в целом отрицают его авторитет. Так в буддизм перешла идея о перерождении душ, колесе сансары, и карме – как законе, довлеющем над душой человека из-за его проступков, и заставляющем перерождаться снова и снова. Поскольку жизнь есть страдание, то избавление от страданий связано с выходом из-под закона кармы, и прекращением перерождений, уходом человеческой души в просветление, нирвану, особое состояние духовного бытия без страданий, в связи со всеми мирами.
Ответвления буддизма
Буддийское учение как единое просуществовало совсем недолго, уже вскоре после смерти Будды, на собрании его учеников произошел раскол и сформировалось две крупнейших школы буддизма – Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (большая колесница).
Хинаяна представляет собой наиболее ортодоксальное течение, которое стремится сохранить учение Будды в его первоначальном виде, а потому является скорее философским направлением, чем религией. Последователи Хинаяны придерживаются мнения, что спасение – индивидуальное дело каждого человека, путь к спасению доступен лишь для монахов, состоящих в сангхах, они не проповедуют и не пытаются наставить других на путь истинный.
Махаяна напротив, строится на стремлении обеспечить спасение всех живых существ. Если в Хинаяне достигнув просветления человек должен перейти в нирвану и стать архатом, то в Махаяне каждый монах дает обет бодхисаттвы, т.е. клянется достигнув просвещения не уходить в нирвану до тех пор, пока все души на земле не будут спасены. Монахи Махаяны полагают, что спасение доступно даже мирянам через помощь бодхисаттв. Если для философов Хинаяны Будда – лишь великий учитель, человек, то в Махаяне статус Будды приближается к божественному.
Постепенно распространяясь за пределы Индии буддизм, в первую очередь религиозное ответвление махаяны претерпевает значительные изменения, смешиваясь с местными культами тех народов, в которые он проникает. Так в Китае складывается Чань-буддизм, полноценная религия, сочетающая в себе элементы буддизма, даосизма и конфуцианства. В нем Будда и бодхисаттвы предстают уже полноценными божествами, вписанными в контекст традлиционных китайских верований, а монахи становятся священнослужителями. При этом также развиваются две ветви чань-буддизма – народная, религиозная, и элитарная – возвышенно-философская.
В Тибете буддизм смешивается с местными шаманскими культами, превращаясь в мистически-магическое учение, в котором большое внимание уделяется ритуалам, духовным практикам, появляется представление о рае (нирване) и аде, в котором души находятся между перерождениями, а также складывается апокалиптическая концепция конца света, не характерная для индийского буддизма.
Особенности буддизма
Буддизм значительно отличается от других мировых религий. В первую очередь буддизм – это религия без бога. Буддизм сам по себе не отрицает существования богов, однако они рассматриваются всего лишь как могущественные сверхсущности, которые также, как и люди подчинены законам кармы и включены в бесконечную систему перерождений. При этом из-за собственных сверхсил они, в отличие от людей лишены возможности достичь просветления и прервать действие колеса перерождений.
Буддизм не имеет четко установленных религиозных обрядов, празднеств, традиций, миссионерской деятельности. Буддизм сосредоточен на внутреннем мире человека, его диалоге с самим собой, искусстве управления собственной жизнью и стремится минимизировать воздействие на жизнь окружающих людей.
Буддизм предполагает, что человек способен сам достичь просветления собственными силами и даже в текущем кармическом перерождении.