Биография Шарля Монтескьё
Шарль Луи де Секонда барон де Ля и де Монтескьё – французский писатель, правовед, философ и политолог, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», труда «О духе законов», он был сторонником натуралистического подхода при изучении общества. Им же разработана доктрина разделения властей.
Родился Монтескьё в родовом имении Ла-Бред под Бордо, отец его - дворянин из рода Секонда. В 1705 году он закончил обучение в колледже ораторианцев, а позже занимался изучением права в Париже и в Бордо.
В 1714 году Монтескье бал назначен советником при парламенте Бордо, а в 1715 взял в жены Жанну де Лартиг – протестантку по вероисповеданию, родившую ему трех детей. В 1716 году после того, как умер его дядя, Шарль получил в наследство должность вице-президента при парламенте Бордо, а также титул барона. Но скоро государственная служба стала ему в тягость. В 1726 году, он ушел с должности президента парламента в Бордо, посвятив себя науке.
Монтескье вел уединенную жизнь, наблюдал за явлениями природы, думал и искал нормы во всем. Будучи владельцем замка замком Ла-Бред, он сохранял ряд корпоративных убеждений, характерных для парламентской аристократии. В то же время он являл собой редкий в то время вид представителя французской аристократии, который не позволил соблазнам роскошной жизни взять верх, над нравственностью и тягой к познанию.
Монтескье 12 мая 1729 года был инициирован в «Горн» - лондонскую масонскую ложу.
Монтескье был частым гостем в литературных клубах и салонах, был знаком со многими литераторами, дипломатами, учеными.
Последний свой труд «Опыт о вкусе» Монтескье написал в 1752 году незадолго до смерти, а опубликован он был в 1757 году в 7 томе «Энциклопедии».
Политическое учение Монтескьё
Основные политические взгляды Шарля Монтескьё можно свести к следующему понятию: свобода может обеспечиваться только сводом законов, то есть свобода – это возможность делать все то, что разрешают законы.
Монтескье считал, что необходимо в любом государстве обеспечить законодательную, исполнительную и судебную власти. При этом исполнительная власть должна возглавляться королем.
Монтескье выявил зависимость между законами и климатом. Он установил, что различие в законах обусловлено различием в образе жизни и потребностях, порождаемых климатом, и выявил соответствие законов и принципов правления.
Принцип правления – это основополагающая страсть, приводящая в действие определенную разновидность правления. Для республики – это политическая добродетель, для монархии – честь, для деспотии – страх.
Произведение «О духе законов»
Законы, созданные людьми, должны опираться на возможность свободных отношений, а отношения справедливости должны предшествовать установившему их закону. У людей есть некоторые законы, определяющие отношения правителя и управляемых – это является политическим правом. Также есть ряд законов, определяющих отношения между всеми гражданами – это гражданское право.
Как только люди соединились в обществе, они утратили осознание своей слабости. Существовавшее ранее равенство исчезло, и началась война. Каждое общество осознает свою силу – из этого и следует состояние войны между народами. Отдельные лица чувствуют свою силу – начинается война между отдельными лицами. Цель войны – победить, а цель победы – завоевать. Из этих принципов вытекает необходимость создания законов, образующих международное право.
Миром правят не божественные промыслы или фортуна, а объективные общие причины морального и физического порядка, действующие внутри любого общества, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни.
Людьми управляют и материальные, и идеальные факторы:
- с одной стороны – климат, почва, рельеф;
- с другой – нравы, обычаи, религия, законы и принципы правления.
В результате всего этого образуется общий дух народа. Необходимо избегать всего, что может внести изменения в дух нации. Законодателю необходимо сообразоваться с народным духом, так как этот дух не противоречит принципам правления, та как лучше всего люди делают то, что делают свободно, в соответствии со своим природным гением. Основной темой всей политико-правовой теории Монтескье и основной ценностью, которая в ней отстаивается, является политическая свобода.
Основной целью разделения властей является избегание злоупотребления властью. По Монтескье, разделение и взаимосдерживание властей – главное условие обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному устройству.
Известно три способа правления: республика, монархия, деспотизм. Чтобы выявить их природу, достаточно тех представлений, которые имеются о них даже у неосведомленных людей:
- Республиканское правление: если власть находится в руках всего народа, тогда это демократия, или у части нации – это аристократия.
- Монархия: сосредоточение всей власти в руках одного человека, правление которого идет через установленные неизменные законы вместе с дворянством, которым предотвращается превращение монархии в деспотию.
- Деспотия: один человек, игнорируя любые законы и правила вершит произвол.
Принципы форм правления:
- республика – добродетель;
- монархия – честь;
- деспотия – страх.
Один из основных законов демократии – закон, в связи с которым законодательная власть сосредоточена в руках народа. Однако помимо постоянных законов требуются постановления сената, которые являются актом временного действия.
Основными законами аристократии он назвал право части народа на издание законов и слежение за тем, как они выполняются.
Основные законы монархии определяются существованием опосредованных путей, в соответствии с которыми движется власть. Главный из таких путей – власть дворянства, так как, если нет дворянства, монарх становится деспотом.