Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Религия, её значение в современном обществе

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Религия, её значение в современном обществе
Религия, её значение в современном обществе
Определение 1

Религия – это особая форма мировоззрения, система взглядов, предполагающая веру в сверхъестественное, определяющая соответствующее поведение, нормы и правила морали.

Религия как выстраивание связи человека со сверхсущим

В русском языке слово религия появилось довольно поздно – примерно в XVIII веке. В основе этого слова лежит латинское religio, Цицерон считал, что оно происходит от термина, обозначавшего разворот назад, боязнь, обдумывание, поэтому религия с его позиции выступала прежде всего как богобоязненность, почитание и послушание богов. Христианский мыслитель Лактаций в начале IV века н.э. писал, что слово религия произошло от глагола связывать, вязать, поэтому она выступает как союз.

Готовые работы на аналогичную тему

В современном мире значение религии как связующего элемента играет значительную роль. В религии важна связь духовная. Принято различать три аспекта связи:

  • материальный;
  • информационный;
  • энергетический.

Религия – это союз внутреннего и нематериального. Энергия религии понимается как жизненная активность, высвобождение духовных сил. Однако при ее нематериальном характере она сопровождается материальными воплощениями – знаками, предметами культа, организациями, символами, религиозной атрибутикой и т.д. Духовность религии предполагает постоянное стремление человека к полному бытию, достижение вершин космоса, свое раскрытие перед сверхчувствительными истоками. Через религию человек пытается преодолеть ограниченность своего телесного мира, своего индивидуального бытия перед людьми и сверхсущим.

В зависимости от того, как выстраивается связь человека со сверхсущим, как происходит поиск истинного себя, религии разделяют на три типа:

  • эгоцентрические религии: сконцентрирована на поиске настоящего себя, своего внутреннего Я, самосовершенствование человека, Я как микрокосм, при этом несовершенное Я стремится соединиться с абсолютом в самом себе. Часто эта форма религии принимает внецерковные и внеконфессиональные формы;
  • социоцентрические религии: отражает стремление человека или какой-либо части общества соединить все сущностные силы общества вместе, их цель – сплотить всех вместе, чтобы достичь всеединства;
  • космоцентрические религии: они преследуют цель восстановление или налаживание связи с Богом, космическим центром, средоточием Вселенной. К этой группе относится в том числе и христианство.

Религия как связь рассматривалась многими философами. Обычно предполагается, что такая связь была в начале времен, но потом разорвалась. Теперь необходимо ее установить опосредованно, постепенно переводя на все более высокие уровни добиться непосредственной связи. Кроме того, такая связь должна восстанавливаться в череде поколений, так и в жизни одного и того же индивида.

Функции религии в современном мире

Многие функции религии не изменились за прошедшие века. Несомненно то, что она до сих пор оказывает значительное влияние на население даже светских государств. Она формирует взгляды и убеждения, систему принципов и морали. Обобщая, функции религии можно свести к следующему.

Удовлетворение мистических и душевных потребностей людей. Людям свойственно испытывать тягу к неизвестному, тому, что зачастую пока невозможно объяснить рациональными способами. Религия предоставляет свой ответ, который нельзя доказать, как нельзя и опровергнуть, он прежде всего базируется на вере. Тем самым религия дает опору, помогает достигать душевной гармонии и равновесия.

Замечание 1

Религия выполняет регулятивную функцию, поскольку содержит в себе свод правил поведения и моральных норм, которых должен придерживаться тот, кто ее разделяет.

Эта функция тесно связана с воспитательной функцией. Ребенок, воспитывающийся в религиозной среде, как правило, очень рано приобщается к религиозным взглядам родителей. Он включается в религиозную деятельность, участвует в проведении соответствующих ритуалов, он более восприимчив к среде и внешнему влиянию, поэтому спокойно и без лишней критики воспринимает религиозные нормы и придерживается предписанного поведения. Под воспитательное влияние попадают и взрослые люди, которые под влиянием религиозных взглядов стараются избавиться от некоторых привычек, в том числе вредных, скорректировать в нужном ключе свое поведение.

Коммуникативная функция религии воплощается в том, что верующие, как правило, составляют религиозную организацию, в рамках которой они вступают в общение. Среди единоверцев легче найти близких по духу людей, имеющих общие моральные и ценностные ориентиры.

Отношение к религии в современном обществе

В XX веке произошли серьезные изменения в социальном и духовном облике населения России и европейских стран. Прежде всего это проявилось в росте атеизма. Произошло отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Однако Вторая мировая война и развитие капитализма, переворот в культурных догмах привел к концу века к противоположному- люди вновь стали возвращаться к религии. Практически во всех европейских странах сейчас отчетливо проявляется тенденция, выражающаяся в том, что люди более лояльно относятся к религиям, которые считаются традиционными для своего региона, однако при этом очень агрессивно настроены к новым религиозным верованиям, вступающим в конфликт со старыми традиционными.

Еще одна современная черта общества – это увеличение интереса к религиям дохристианского периода, т.е. к язычеству. Также наблюдаются попытки не только восстановить религиозные культы прошлого, но и реконструировать их, в том числе их обрядовую сторону.

Замечание 2

Для современной Европы также характерно стремительное увеличение количества мусульман, хотя исторически ислам на данной территории всегда был слабо представлен. Тоже самое справедливо в отношении европейской части России.

Стоит отметить, что увеличение значимости религии в жизни общества происходит, в том числе, при государственной поддержке. В ответ на это было сформировано новое течение, известное как пастафарианство. Пастафарианство или Церковь летающего макаронного монстра была организована физиком Бобби Хендерсоном, заявившему в ответ на требование ввести в школьный курс концепцию «разумного замысла», что он верит в летающего макаронного монстра с тефтелями. Эта пародийная религия по своему характеру абсурдна, в чем ее главный смысл, и направлена против креационизма.