Западная Европа
В $XIV—XV$ веках в Западной Европе происходят существенные изменения, которые знаменуют рождение новой эпохи. Данную эпоху называют эпохой Возрождения. Данные перемены связаны, прежде всего, с процессами секуляризации. Секуляризацией называют период, когда церковные институты освободились от религии. Данный этап и сопутствующие с ним процессы происходили во всех областях общественной и культурной жизни. Самостоятельными дисциплинами по отношению к церкви становятся не только политическая и экономическая жизни, но также и наука, философия, искусство. Данный процесс происходит вначале очень медленно и по-разному продвигается по всем странам Европы.
Возрождение античности
В новой эпохе осознаётся возрождение старинной античной культуры. Философы вспоминают античный образ жизни, способы чувствования и мышления. Именно от этого происходит название Ренессанс, то есть, в переводе означает Возрождение. На самом деле, человек Ренессанса и ренессансная философия, и культура имеет существенные отличия от античной. Философы Возрождения находятся в противопоставлении средневековому христианству, которое возникало как итоговое развитие средневековой культуры. Поэтому данная эпоха несёт в себе такие черты, которые не являются свойственными античности.
Средневековье и античность
Неверно было бы считать, что Средневековые философы совсем не знали античности или целиком ее отвергали. Большое влияние на средневековых философов оказали такие течения, как платонизм и аристотелизм. В Средневековье в странах Западной Европы зачитывались многие люди Вергилием, брались за цитирование Цицерона, Плиния Старшего, любили и восхищались Сенекой. Но при этом имеется сильное разграничение в отношениях к античности в Средние века и в эпоху Возрождения. Средневековье ставило античность в качестве авторитета. Возрождение несёт в себе качество идеала. Авторитет всегда воспринимают всерьез, авторитету всегда следуют без дистанций. Идеал во все века вызывает восхищение, но данное восхищение является эстетическими, что проявляется в том неизменном чувстве дистанций между идеалом и реальностью.
Ориентация на искусство
Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения возникает в её ориентации на искусство. Если Средневековье называют эпохой религиозной, то Возрождение представляет собой эпоху художественно-эстетическую как преимущество. И если в центре понимания и внимания мировоззрения античности была природно-космическая жизнь, в Средневековье в центре миропонимания стоял Бог и связанная с ним концепция спасения человека и мира, то в эпоху Возрождения центральной фигурой внимания является человек. Поэтому философское мышление данного периода характеризуется антропоцентрическими идеями.
Философия
Каждый период с $XV$ века по $XVIII$ век знаменуется свои отличительными чертами, которые представляют собой тот или иной аспект, как в философии, так и во всей культуре в целом. Философия развивается, продвигается вперёд с каждым началом эпохи. Эпоха и её изменения – это те категории, которые влияют на философские течения и концепции. Каждый пункт в философии представляет собой отдельное изложение той или иной версии события, которое произошло в истории одного государства или целого союза государств. Данный период в истории многих государств характеризуется различными изменениями, как в жизни отдельного человека, так и всего общества в целом. Общество и человек – это те категории в философии, которые всегда будут соприкасаться и стоят особняком. Философия всегда будет развиваться, от эпохи $XV$ века, до наших дней, но основные задатки были заложены именно в те периоды. Эти периоды для всей философии стали тем существенным фундаментом, который стремится совершенствовать философию в каждом её аспекте. Философы того периода отличались теми мировоззрениями, которые заложили основную мысль всего мировоззрения философской мысли.