Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.

Определение 1

Диалектика – это раздел философии и метод философствования, связанный с исследованием представлений о развитии бытия, его закономерностях и процессах.

Понятие развития, представление о нем в разные периоды

Определение 2

Под развитием понимаются необратимые изменения в системе, которые имеют качественный характер, т.е. затрагивают все ее элементы и влекут за собой реорганизацию самой системы на новом уровне.

Развитие может происходить в одном из трех направлений:

  • прогрессивном, когда новое состояние системы обладает более высокоорганизованной системой дифференциально-интегративных связей, что влечет за собой повышение ее адаптивности, эффективности и жизнеспособности;
  • регрессивном, когда новое состояние системы характеризуется более низким уровнем эффективности и устойчивости.
  • горизонтальном, когда меняется организационный принцип системы и ее качества, но это не влечет за собой прогресс или регресс функций по отношению к прошлой системе.

Вопрос о развитии является одним из фундаментальных вопросов онтологии и поднимался еще древнегреческими мыслителями. Поскольку развитие есть частная форма такого свойства материи как движение, то в античный период проблема развития решалась в рамках проблемы движения. Наиболее известной по данной проблеме является полемика между представителями элейской и милетской школ.

Представители милетской школы, известные также как натурфилософы (Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.) полагали, что движение реально, в основе мира лежит материальная субстанция, которая видоизменяется со временем и создает все новые формы жизни. Гераклит полагавший в качестве такой субстанции огонь, развивал учение о том, что в существовании бытия есть определенная цикличность, связанная с периодами затухания и разгорания огня как первоосновы мира.

Им противостояли философы-элиаты (Парменид, Зенон), которые развивали учение о единстве мира (буквально – мир это один предмет у которого нет частей и составляющих) и потому отрицали развитие, движение, и даже само время, как иллюзорные понятия, возникшие в следствии непосредственного восприятия человеком явлений окружающего мира, без их критического анализа. Согласно их представлениям никакое развитие бытия невозможно, единственное что происходит в едином мире, так это трансформация одних видов материи в другие.

«Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Несмотря на определенную самоочевидность процессов развития в реальном мире, метафизическая установка занимала доминирующее положение в философии вплоть до Нового времени, поскольку согласовывалась с религиозными постулатами церкви. С превращением философии в царицу наук, главном инструментом которой стал разум, а задачей – создание путей для познания окружающего мира, идеи развития получают свою реабилитацию. В период философии Просвещения, складывается принцип прогресса – неизбежной поступательности, прогрессивного характера развития человеческой науки, а, следовательно, и общества с течением времени.

Идеи развития получают свое мощное обоснования в диалектических системах классической и неклассической философии – идеалистической диалектике Гегеля и диалектическом материализме К. Маркса. Однако, представления об иллюзорности развития, также выходят на новый уровень, уже в рамках иррациональных и экзистенциальных концепций, так, например, Ницше разрабатывает идею вечного возвращения, согласно которой движение материи имеет ограниченное число форм, на неограниченном промежутке времени, а потому неизбежно приведет в воспроизведению форм уже ранее существовавших – т.е. никакого развития не существует, а история мира идет по кругу.

Понятие диалектики

Впервые понятие диалектика вводится Сократом, который понимает под ним искусство ведения диалога, при котором за счет выявления противоречий в позициях оппонентов происходит процесс вызревания истины. И хотя в настоящее время диалектика вышла далеко за рамки данного определения, представление о противоречивости бытия является одним из ее основных принципов.

В настоящее время диалектика понимается как учение о всеобщей взаимосвязи и развитии бытия, его принципах, механизмах, истоках и итогах данного процесса. Диалектика как учение о развитии бытия, находится в постоянном противоречии с метафизикой, согласно которой бытие перманентно, а любые изменения, происходящие в нем иллюзорны, т.е. изменяется форма, но не сущность самого бытия. К диалектическому методу обращались многие философы, но наибольшую разработанность принципы и основные понятия диалектики получили в работах Гегеля, которые принято считать классическими.

Гегель рассматривал диалектику исключительно с идеалистических позиций, как принцип и механизм развития Мирового духа – идеалистической субстанции человечества, развитие которой ассоциировано с прогрессом человеческого общества вообще, а главным направлением и механизмом развития является процесс осознания себя мировым духом, через совершенствование человечеством знаний о мире, а также искусство, философию, культуру.

Дальнейшее развитие идеи Гегеля получили в трудах философов-марксистов, которые критически переосмыслили его наследие и переложили его на материалистическую почву, использовав диалектические принципы для объяснения реального хода общественно-экономического прогресса, а также материи вообще.

Основные принципы диалектики

К числу основных принципов диалектики можно отнести:

  • принцип развития,
  • принцип всеобщий связи,
  • принцип системности,
  • принцип причинности,
  • принцип историзма.

Принцип развития является основополагающим для диалектики, он предполагает видение мира как постоянно движущейся и развивающейся системы, т.е. такой которая претерпевает качественные изменения своей структуры.

Принцип всеобщей связи предполагает понимание мира как целостности, в которой все ее части взаимосвязаны между собой и никакое явление не может быть изолировано от других. С ним связан принцип системности, который говорит о том, что эти взаимосвязи не хаотичны, а имеют определенную структуру.

Принцип причинности рассматривает связи между элементами системы, утверждая, что каждая связь и событие имеет внутреннюю или внешнюю детерминацию, а также свои следствия. Принцип историзма в свою очередь предполагает, что процесс развития бесконечен, поскольку бытие неуничтожимо и будет пребывать в вечном движении.

Дата последнего обновления статьи: 24.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot