Публичное пространство – это абстрактный феномен, который подразумевает сферу пересечения деятельности людей и общественного интереса.
Сущность и составляющие публичного пространства
Тенденции развития социальной жизни в современны крупных городах вызывают состояние тревоги и постепенно обезличивают повседневность контактов, а также отчужденный и быстротечный характер взаимодействия.
Все это порождает риск десолидаризации социального пространства и формирования городского неравенства. Эти факты городской жизни предвидел немецкий социолог Г. Зиммель, который объяснил замкнутость и обособленность внутренних отношений всех жителей больших городов с повышенной нервностью жизни, которая происходит от быстрой и непрерывной смены противоречий внутреннего и внешнего характера.
На самом деле независимость индивида является результатом чувства замкнутости и безразличия, которые составляют условия духовной жизни широких социальных кругов. Эта тенденция не чувствуется так сильно как внутри больших городов, так как в нем наблюдается территориальная скученность людей, но духовная отдаленность.
В связи с этим формируется необходимость рассмотрения социальной роли публичного пространства в поддержании городского взаимодействия. С точки зрения социологии и философии под публичным пространством понимают общедоступные места, которые приспособлены для пребывания людей, а также социальной интеракции. Примером публичного пространства могут служить:
- площади и улицы;
- торговые дома, скверы и парки.
Публичные пространства исследовались Л. Лофлендом, который выделял три типа отношений, существующих в пространстве города:
- личные, которые выстраиваются между членами одной семьи и близкими друзьями;
- публичные (или общение незнакомых людей в категориях продавец – покупатель, пассажир – водитель и пр.);
- местно-локальные отношения людей, которые знакомы друг с другом, но не настолько близко, чтобы выстраивать сходный эмоциональный фон на основе эмпатии.
В данную группу входят отношения соседей или коллег по работе.
Лофленд также говорит о том, что территория, которая относится к категории публичной может принимать в себя приватное действо (отмечание свадьбы), тогда подобная тенденция называет приватностью внутри царства публичности.
Внутри публичного пространства происходит превращение и перекодировка территории из одного статуса в другой, что зависит от количественного фактора развития публичного пространства.
Публичная сфера может превратиться в локальную в том случае, если общественное место включит в себя определенное количество людей, связанных между собой знакомством.
Например, если во время экскурсии в школе половину салона занимает школьный класс, то автобус в некотором роде захватывается этими подростками, даже, если остальные пассажиры являются случайными людьми с улицы.
Особенности феномена публичного пространства
Отношения к месту производны от социальных отношений, закрепляют их на практике. Лофленд также выделяет три типа мест внутри «публичного пространства». К ним относят:
- памятные (те, которые могу зафиксировать в коллективной памяти события. Среди них выделяют храмы или публичные парки);
- знакомые тропы и места. Это могут быть местные продуктивные магазины и бары;
- домашние территории или места для тусовок (территории, в которых люди живут и чувствуют себя свободно, могу открыто выражать собственный внутренний мир).
При этом публичные пространства всегда соответствуют критерию полифункциональности и становятся важнейшей частью жизни современного города. В связи с этим открытые пространства призваны служить достижению важнейших целей, а именно организации всестороннего досуга, а также интеграции и формированию чувства идентичности, которое позволяет мобилизовать внутренние силы каждого конкретного человека на проведение социально – значимых мероприятий.
Особенностью любых публичных пространств является оживленность, людность, высокая посещаемость, дружелюбная социальная атмосфера, что обусловлено их главным функциональным содержанием - быть средоточием активности и обмена.
Тем не менее ошибочно считать, что все участники публичного пространства неизбежно превращаются в тесное сообщество граждан. Прежде всего, необходимо отметить, что публичное пространство выполняет социализирующую роль.
Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Социальное взаимодействие осуществляется внутри социальных ситуаций, которые происходят ежедневно. Специфика социального взаимодействия позволяет учесть все индивидуально – личностные аспекты развития личности.
Базовой и значимой характеристикой социального пространства является безопасность. Она обеспечивается самими людьми, а не правоохранительными органами. Люди всегда присматриваются к друг другу и тем самым реализуют социальный контроль, отсутствие которого увеличивает степень риска, в том числе возникновения девиаций.
На сегодняшний день колоссальной популярностью пользуется такой феномен, как «third place» или публичное пространство, которое используется одномоментно в виде территории общения, зоны для отдыха, места рабочей деятельности. Такая ситуация наблюдается внутри сетей кофеен, пиццерий, которые оснащены выходом в интернет и Wi-Fi сетью. В идеальном варианте открытое публичное пространство соприкасается с наиболее оживленными районами городской агломерации. Оно вызывает множество ассоциацией, поэтому становится доступным любому представителю социума.
Таким образом, необходимо осознавать функциональное значение публичных городских пространств, как источника развития каждого конкретного человека и совместных социальных групп.