Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера

Замечание 1

Макс Вебер – немецкий философ, историк, социолог и экономист. Идеи Вебера повлияли на развитие социальных наук, особенно социологии.

Протестантизм и капитализм

В книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.) Вебер проанализировал протестантизм как «духовного основателя» капитализма. По Веберу, именно раскол христианской церкви, породивший протестантизм, послужил трамплином для столь быстрого развития капиталистических идей, получивших в протестантизме моральные и религиозные основы своего существования.

Согласно Веберу, в основе «духа капитализма» лежит протестантская концепция спасения. Все «высокие» религии внедряют в сознание верующих идею высшей цели жизни и ее смысла – спасения. Для протестантизма высшая цель – обрести вечное блаженство в Царстве Небесном. В спасении достигается полное осознание личности христианина. При этом все нормы, общие представления о моделях поведения и правилах взаимоотношений людей раскрываются именно через идею спасения.

Цель жизни протестанта – нести волю Бога в мир, будучи его инструментом. Для этого он должен:

  • подчинить всю свою земную жизнь служению и преобразованию повседневной жизни славе Божьей,
  • работать честно и сознательно и добиться успеха.

Вся его жизнь – профессиональная, духовная, интимная – должна быть отмечена суровым аскетизмом и рациональностью. В основе протестантского метода спасения лежит аскетизм. Отвергая мирские блага и принципы мирского существования в целом, аскетический христианский идеал представляет собой систематическую деятельность, направленную на преодоление мирских страстей, которые мешают ему сосредоточиться на служении Богу. При этом М. Вебер подчеркивает, что такой аскетизм, который можно квалифицировать как потусторонний, ведет к «полному отрыву от «мира», к разрыву социальных и ментальных связей семьи, к отказу от собственности, политических, экономических, художественных, эротических, вообще всех тварных интересов».

Пример потусторонней аскезы является христианское монашество, которое уходит от мирских дел, но не оставляет деятельность как таковую. В рамках этой формы аскетизма физический труд, например, среди христианских монахов, приобретает, по словам Вебера, «гигиеническую» ценность, становится средством послушания, принятым религией – отвлечением от мирских страстей Вебер акцентирует внимание на том факте, что западные монахи-аскеты служили церкви, выполняя практическую работу для ее блага – будь то прямое производство материальных благ или защитная, инквизиторская, политическая деятельность.

««Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Однако важно, что высший смысл в этом случае – не сама деятельность, а духовные цели.

Уникальность и историческое значение протестантизма заключается в том, что во время Реформации произошла трансформация аскетизма потустороннего в аскетизм земной, в котором деятельность в мире считается «долгом», который вверяется верующему.

Вебер считает, что именно аскетический протестантизм создал принципиальное и систематически неизменное единство светской профессиональной этики и религиозной веры в спасение во всем мире. Человек, принадлежащий к коммерческому миру, со всеми своими недостатками, в аскетическом протестантизме своей деятельностью становится орудием Бога, исполняя его волю, свое призвание в мире.

Протестантская этика по Веберу

В начале книги Вебер анализирует статистические данные, показывающие распределение протестантов и католиков по различным социальным слоям. На основании собранных данных, он пришел к выводу, что протестанты чаще встречаются среди владельцев капитала, предпринимателей и наиболее квалифицированных рабочих.

Вебер задает вопрос: «В чем причина столь четкого определения социального статуса по отношению к религии?». Он приходит к выводу, что различия в поведении следует искать в «устойчивой внутренней уникальности», а не только в исторической и политической ситуации.

По мнению Вебера, идеальный человек – «платежеспособный, респектабельный, главная цель которого увеличение своего капитала». Кажется, что это модель чисто эгоистичного и утилитарного мира, но высшая ценность этой этики – прибыль при полном отказе от удовольствия. Итак, прибыль считается самоцелью. Эта позиция является прекрасной этической основой теории рационального выбора. По Веберу честность, приносящая пользу, так же ценна, как и истинная честность.

Центральный догмат протестантской этики, в отличие от католицизма, испытывающего презрение к мирской морали с высоты монашеского аскетизма, предполагает выполнение мирских обязанностей, поскольку они определяются для каждого его местом в жизни.

Основные значимые догмы протестантизма:

  • Человек изначально грешен.
  • Перед началом жизни все предопределено.
  • Знак, указывающий, спасены вы или нет, можно получить только улучшив свою профессию.
  • Подчинение властям.
  • Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
  • Примирение со своим местом в мире.

В протестантской церкви отношения между Богом и человеком определены чрезвычайно жестко – есть избранные и есть неизбранные, ничего нельзя изменить.

Протестанты, как доминирующий, так и подчиненный слой населения, как большинство, так и меньшинство, проявляли особую тенденцию к экономическому рационализму, которую католики отвергали. Поэтому причину различного поведения представителей этой религии следует искать прежде всего в устойчивой внутренней самобытности.

Вебер считает, что миром правит рационализм. Вебер пришел к выводу, что духовные истоки капитализма лежат в протестантской вере, и намеревается найти связь между религиозной верой и духом капитализма.

В «Протестантской этике» Вебер описал духовные факторы в формировании первичного капитализма на Западе, когда именно духовная, религиозная мотивация предпринимательства, его восприятие с точки зрения религиозного спасения преобладала над стремлением к прибыли, рационализировал его и придал ему религиозный смысл.

Дата последнего обновления статьи: 22.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot