Понятие научно-технической революции и ее этапы
Научно-техническая революция – это определение, которое используют, чтобы обозначать качественные преобразования, произошедшие в научной и технической отраслях, во второй половине ХХ века.
Начало НТР, рассматриваемой как интенсификация научно-технического прогресса, относят к середине 40-х годов ХХ века. В процессе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную общественную производительную силу. Научный прогресс способен изменить условия, характер и содержание труда, изменяется структура производительных сил, общественное разделение труда, отраслевая и профессиональная общественная структура, что вызывает быстрый рост производительности труда, оказывая влияние на все стороны общественной жизни, в том числе на культуру, быт, психологию людей, а также взаимодействие общества и природы.
Научно-техническая революция – это продолжительный процесс, имеющий две основные предпосылки:
- научно-техническая;
- социальная.
Важнейшая роль в подготовке научного прогресса принадлежит успехам естествознания в конце XIX-начале ХХ века, когда коренным образом изменились взгляды на материю, а также сформировалась новая картина мира. Открыли электрон, радиоактивность, рентгеновские лучи, разработали теорию относительности и квантовую теорию.
Современные ученые особое внимание обращают на значение технологических революций, происходящих в процессе освоения человеком окружающей природной среды. Они выделили, в первую очередь, аграрную революцию, которая протекала на протяжении 10 тысяч лет назад, когда человек перестал кочевать, начал вести оседлую жизнь и перешел от присваивающего хозяйства к производящему, связанному с развитием земледелия и скотоводства.
Значительные перемены в технологиях производства, связанные с началом промышленной революции, преимущественно относят к концу XVIII века. В развитии промышленных технологий современный американский социолог Д. Белл зафиксировал три важнейших принципиальных преобразования:
- использование паровой силы, ознаменованное изобретением в 1784 г. Дж. Уаттом парового двигателя;
- второе изменение вызвало начавшееся в конце ХХ века применение в промышленных производствах химии и электричества, изобретение таких значимых средств связи, как телефон, телеграф, радио, осуществление передачи электроэнергии на расстояние, создание синтетических материалов;
- третье преобразование сейчас осуществляют наши современники благодаря изобретению и распространению компьютеров и телекоммуникаций.
Научный и технологический прогресс дали возможность резкого увеличения объема и преобразования характера производства. В Англии впервые была освоена механическая прялка, ткацкий станок и паровой двигатель, быстро сменив ремесленное производство на машинное. Благодаря этому она получила ряд преимуществ в сравнении с другими государствами.
Вторая технологическая революция во многом помогала тому, что в конце XIX – начале ХХ века развитие экономики в передовых капиталистических странах начало осуществляться небывало высокими темпами. В 1880-1913 годах ежегодно прирост производства составлял примерно 3%.
После второй мировой войны и до начала 70-х годов экономика в развитых странах демонстрировала самые высокие темпы роста производства, превышающие уже 5% в год. Именно в это время все отметили огромное значение науки и техники в жизни общества. Начавшееся в конце 60-х годов все более обширное использование информационных и телекоммуникационных технологий обозначило новую стадию в развитии всей цивилизации.
Характеристика современного этапа развития науки
Современный этап развития науки характеризуется следующими чертами:
- наука превратилась в производительную силу общества после слияния воедино революционных научных изменений в технике и на производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращение сроков от рождения новой научной идеи и до ее воплощения в практической деятельности;
- возникновение нового этапа в общественном разделении труда, связанном с превращением науки в следующую сферу развития современного общества;
- качественные преобразования затронули все элементы производительных сил – предмет труда, орудия производства и самого работника. Отмечено возрастание интенсификации всего производственного процесса благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции. Новое знание, которое приобрело общество, дает возможность сокращать затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно при этом окупает расходы на научные исследования и технические разработки;
- изменение характера и содержания труда, в нем возросла роль творческих элементов. Производство превратилось из простой трудовой деятельности в научный и даже наукоемкий процесс;
- на основании всего вышесказанного сформировался ряд материально-технических предпосылок сокращения ручного труда и замены его на механизмы. Позже развернулась автоматизация производства на основании использования электронно-вычислительной техники;
- идет процесс разработки новых энергетических источников и искусственных материалов по заранее заданным свойствам;
- быстрые темпы развития средств массовой коммуникации сопровождает огромное возрастание социального и экономического значения информационной деятельности;
- возрастание уровня общего и специального образования и культуры населения;
- возрастание процесса взаимодействия наук, комплексных исследований сложных проблем, также отмечено возрастание роли социальных наук;
- отмечается резкое ускорение темпов всех общественных процессов при дальнейшей интернационализации всей человеческой деятельности в масштабах планеты, возникновение глобальных проблем цивилизации.