Ориентация в мире предполагает под собой разумное воспроизведение реальности. Оно составляет основу познавательного отношения к действительности. Познавательное отношение к миру – необходимая сторона всей системы отношения к миру.
Знание – итог познавательной деятельности. Оно необходимо для пребывания человека в мире.
Другими словами, познание, это некие процессы, процедуры и методы, направленные на приобретение знаний о каких-либо закономерностях и явлениях, происходящих в объективном мире.
Процессы познания
Познание складывается из психологических процессов:
- Ощущение.
- Восприятие.
- Представление.
- Понятие.
- Идеи (суждения).
Теория познания – гносеология основывается на основных вопросах касающихся признания или отрицания соотношения нашего представления с действительностью.
Для адекватного воспроизведения действительности необходима ориентация в мире. Это суть познавательного отношения к реальности. Оно формирует систему человеческого отношения к миру.
Цель знания
Знание, которое является следствием познавательной активности человека, можно понимать как идеальный план деятельности. Реализация идеального плана деятельности дает возможность объединить сознание и действительность, знание и бытие.
Эта особенность знания как основания идеального плана действия предоставляет обратную связь нашего знания о действительности. В процессе этих связей формируются, уточняются знания человека о мире. Таким образом, знание формируется, совершенствуется, изменяется в процессе активной человеческой деятельности.
Изначально познание вплетается во все процессы жизни человека, но в определенный момент развития общества оно отделяется в особое духовное производство. Специализированная форма духовного производства представляется научно-теоретической деятельностью, которая участвует в построении научной картины мира, отличной от обыденной картины мира.
Перед человечеством, как субъектом познания возникает вопрос, способно ли оно произвести знание , которое станет адекватным отражением действительности. Каковы должны быть критерии и фундамент данного познавательного процесса, благодаря которому возникает и видоизменяется знание. Все это оформляет мировоззренческое основание философского анализа познания.
Ключевые вопросы философского познания
К ключевым вопросам философского познания относятся вопросы, касающиеся признания или отрицания идентичности наших представлений и действительности, а так же касающиеся определения источника и содержания познания.
Теория познания в истории философии
Теория познания в истории философии представлена следующими концепциями:
- Скептицизм – познание является относительным или абсолютно недоступным
- Рационализм – источником познания выступает разум и его идеи. Он признает тождество действительности и мышления - Гегель, либо критически определяющий границы познания – Кант
- Реализм – источником познания является опыт: эмпирический, сенсуалистический и спиритуалистический.
- Мистицизм – источник познания проявляется в сверхчувственном общении с божеством.
- Идеализм – источник познания находится в представлениях субъекта мира.
- Материализм – источником познания и бытия является вещество окружающего мира.
- Позитивизм – источником познания являются предметы опыта.
- Эмпирикокритицизм – совокупно объединяет части перечисленных концепций.