Фигура мыслителя
Томас Мор ($1478-1535$) является не только теоретиком политического, но и практиком. Его жизнь можно поделить на два этапа: в первый он занимал крупные государственные посты, был лорд-канцлером (премьер-министром) короля Генриха $VIII$, во второй же он попадает в опалу за свои политические взгляды, ему было вменено в вину «государственная измена». Решением суда с одобрения Генриха $VIII$ Томас Мор был казнен.
Политическая философия и утопические воззрения Томаса Мора имели не всецело абстрактный характер, во многом он основывался на непосредственно своем политическом опыте и знании сложившихся государственных устоев и их проблем.
Томас Мор кроме «Утопии» оставил богатое литературное наследие. Это «Апология», род автобиографического очерка, написанный в заключении «Диалог об угнетении против невзгод», стихотворения и переписка.
Интеллектуальное творчество
Наследие Томаса Мора носит жанровое разнообразие. На мировоззрение мыслителя повлияли господствовавшие в то время, гуманистические идеи. Кроме того, в указанную эпоху проходила борьба Реформации и Контрреформации.
Поэтические и прозаические произведения Томаса Мора являются отражением гуманистических чаяний своей эпохи. В них мыслителю удается отразить духовное состояния эпохи. Сочинения Мора, посвященные религиозной тематике и Реформации, проникнуты ожиданиями переустройства общественно-политического строя на началах разума, а также реформирования церкви.
Поэзия Мора в большинстве своем посвящена политической тематике. Она носит идеалистический характер, что отражает в создании образа правителя, позиционирующего себя слугой народа, заботящегося о благоденствии поданных. В этом смысле, Мор критикует тиранию, за основу чего он берет античную политическую мысль.
С точки зрения Мора королевская власть имеет происхождение от народа, при этом он отрицает ее божественное происхождение. Поэтому правитель является ответственным перед народом за свои политические деяния. Томас Мор является сторонником просвещенной монархии.
В основу реформирования церкви Мор кладет принцип возврата к церковным устоям первых веков христианства. Он критикуют католическое духовенство за излишнее богатство и падение нравов. Мыслитель не выступает противником церкви, ее уничтожения, он призывает очистить ее. Реформированная церковь сможет стать опорой просвещенному правителю в его управлении государством.
«Утопия»
Работу над созданием «Утопии» Томас Мор начинает в зрелом возрасте, во время своей дипломатической поездки во Фландрию. Первоначально книга была переведена на ряд европейских языков и была здесь востребованной, что не скажешь о родине мыслителя.
Теоретической основой «Утопии» стали: «Государство» Платона и ряд романов о путешествиях, распространенные в $XVI$ веке. Наибольшее влияние оказали сочинения Америго Веспуччи этого жанра («Четыре плавания и др.)
Структурно «Утопия» делится на две части. Первая часть посвящена критике современной Мору политической ситуации в Англии; она носит характер политического памфлета. Его волнуют насущные проблемы своего времени, такие как «огораживание» крестьян, деспотизм короля, своеволие духовенства и т.д.
Вторая часть посвящена непосредственно описанию идеального государства. Все его жители являются приверженцами гуманистических идей. Во главе утопического государства стоит «просвещенный монарх». Но при этом, Мор не отрицает наличие рабов для выполнения «черной» работы.
Труд – обязанность всех граждан; трудовой день – 6 часов, он не обременителен. Земледелием граждане идеального государства занимаются артельно и по все по очереди; ремесленный труд строится на семейной основе. Распределение продуктов труда происходит по потребностям. У них отсутствуют деньги и отношения на них основывающиеся.
Идеальное государство – монархия, в отношениях граждан господствует демократия; женщины имеют равные права с мужчинами.
В отношении религии идеальное государство терпимо к их многообразию, атеизм запрещен.