Жан-Жак Руссо ($1712-1778$) - французский философ эпохи Просвещения, один из теоретиков договорной теории происхождения государства и идеологии равноправия.
Естественное состояние человека и договор как основа государства
Свою концепцию политического Руссо начинает с характеристики естественного состояния человека. С его точки зрения человек рождается абсолютно свободным, но при этом со всех сторон он ограничен, начиная от моральных и заканчивая правовыми устоями.
Среди зависимостей человека Руссо выделяет два вида:
- зависимость от вещей, которая на первый взгляд не вредит человеку, т.к. не выражается ни в чем вещном;
- зависимость от людей, согласно с которой человек должен подчиняться, быть элементом государственного и общественного строя. По мнению Руссо, такое положение человека являлось неприемлемым, т.к. оно порождало разного рода пороки.
Человек, рождаясь, находится в естественном состоянии, которое описывается Руссо как нечто идеальное, как первоначальное благо. Отличительная черта такого состояния – независимость, свобода от каких-либо властных связей и отношений; социальное равенство, что выражается в отсутствии иерархии и сословий. В таком состоянии человек пребывал на первых порах своей истории. Обществом, построенным согласно естественному состоянию человека, выступает семья. Но, все же, полного выражения оно в ней не находит. Так, мыслитель приходит к идее о наличии государства, которое имеет договорную природу.
Основой государства Руссо считает договор. Объединение в общество на принципах заключения соглашения носит при этом добровольный характер. Логика Руссо такова: если человек обладает абсолютной свободой, то и стремление к образованию государства он должен изъявить самостоятельно. Поэтому государство – это договор равных, а не подчиненных. В основе государственной власти лежит общенародная воля, с которой следует считаться.
Общее и частное
Руссо в своей политической философии ставит вопрос о соотношении общего и частного. Вопрос этот он рассматривает как проблему.
Он выступает против создания и борьбы разного рода партий и кружков. В этом выражается его негативное отношение к политическим распрям. Главной консолидирующей в единство людей силой является, как ни странно, религия, но понимаемая специфически. Кроме нравственного характера, религия эта строится на разумных началах.
Природа власти
Основным условием функционирования государственной власти Руссо считает разделение властей. Мыслитель выделяет две ветви власти:
- законодательная (идея Народного собрания);
- исполнительная (правительство).
Он считает, что правительство и народ не должны вмешиваться во властные дела и отношения друг друга. В ином случае это приведет к злоупотреблению властью.
Народ, как законодатель, поручает правительству руководить собой. При недовольстве им народ имеет законную возможность выбрать новое правительство. В этой мысли Руссо подтверждает возможность революции.
Кроме того, Руссо рассуждает о вырождении власти в эпоху кризисов и необходимости смены политических режимов, что выражается в неспособности дать соответствующий ответ в сложившейся политической ситуации.
Формы правления
Руссо в своей концепции политической философии выделяет три формы правления, исходя из размеров государства:
- малые государства – демократия; ее он характеризует как слишком идеалистическую теорию государства;
- средние государства – аристократия; ей мыслитель отдает предпочтение, т.к. она присутствовала в первых обществах и государствах; так он выделяет природную, наследственную и выборную формы аристократии, которые были присущи тому или иному обществу на определенных промежутках его истории;
- крупное государство – монархия; она оценивается Руссо как самая властная форма правления из-за единоличности; он признает за ней действенность в принятии решений; но критикует ее за излишнее проявление воли одного и из-за разрыв между правителем и народом.
В целом, в своей классификации Руссо основывается на политическую мысль Аристотеля.