Источники
Политическая философия Фомы Аквинского является разработкой с точки зрения христианской теологии идей «Политики» Аристотеля.
Из политической философии Аристотеля Аквинат берет понимание природы человека как существа по преимуществу общественного и склонного к политической деятельности. Изначально в человеке присутствует общественное начало, стремление к созданию сообщества для более продуктивного удовлетворения потребностей. Государство может существовать, когда здорово общество, т.е. в нем одновременно присутствуют люди, имеющие как и физическую силу, так и развитые умственные способности.
Учение о государстве и власти
Фома Аквинский считает, что появление государства похоже на творение Богом мира. Мир творится посредством создания отдельных вещей, которые в последствии наделяются различного рода функциями и значениями, приобретают свое использование и значимость. Иными словами, Бог, прежде чем приступить к управлению, налаживает структуру и устанавливает правила. Нечто похожее Аквинат видит и в деятельности правителя. Он в первую очередь призван наладить механизмы управления, а потом приступить непосредственно к реализации своих властных полномочий. Целью государства, с точки зрения Фомы Аквинского, является «общее благо», стремление устроить жизнь согласно с положениями разума.
Обращаясь к вопросу о природе власти, Аквинат выражает идею о господстве религиозной власти над светской. В целях обоснования такой теории мыслитель выделяет три ключевых элемента государственной власти:
- Сущность власти – понятие, отражающее взаимодействие управляющего и управляемого, которое строится на том, что второй безоговорочно подчиняется воле первого. Такой порядок отношений между господством и подчинением имеет божественное происхождение. Поэтому он и изначален наравне с этим.
- Формы власти. Среди форм правления Фома Аквинский особенно выделяет монархию. Причиной тому является, во-первых, то, что ее принцип схож с тем, как миром правит сотворивший его Бог, а во-вторых, исторический опыт показывает, что единоличное правление благотворнее сказывается на делах государства. Аквинат выделяет две разновидности монархии: абсолютную и политическую. Причем второй он в большей степени, чем первой, отдает предпочтение. С его точки зрения, вместе с монархом должны существовать и крупные феодалы. К республиканской форме правления Фома Аквинский относится отрицательно. Его не устраивает то, что здесь происходит постоянная борьба партий и политических группировок, что мешает развитию государства.
- Использование власти может быть различным, но оно с необходимостью исходит из божественности ее природы. Фома Аквинский, таким образом, признает наличие совсем не христианских методов проявления и использования власти. Главное то, чтобы власть в итоге приносила положительные плоды для государства.
Уровнем измерения своеволия правителя является то, насколько его действия отклоняются от воли Божьей, от Его установлений и насколько оно противоречит позиции Церкви. В случае если позицию государства не разделяет церковная иерархия народ, по мнению Аквината, в праве выразить протест. Таким образом, Фома Аквинский выступает против тирании.
Учение о законах
Закон Фомой Аквинским определяется как правило, которое побуждает к социально и религиозно верному решению или отказу от него. Мыслитель выделяет четыре типа законов:
- божественный естественный (вечный) закон – лежит в основе мироздания;
- божественный положительный (божественный) закон - Библия;
- человеческий естественный закон – отражение вечного закона на жизнедеятельности человека, что выражается в законах общежития, в стремлении к самосохранению и т.д.;
- человеческий положительный закон – феодальное право.
Фома Аквинский стоит на позициях подчинения светской власти религиозной, но в этом отношении им предполагается некоторая свобода первой. Аквинат четко разграничивает различные сферы для светской и религиозной типов власти.