Пауль йоханнес Тиллих – ($1886 – 1965$) немецко-американский протестантский теолог, христианский мыслитель, философ-экзистенциалист, последователь диалектической теологии.
Биография
Тиллих был из семьи консервативного лютеранского пастора Евангелической государственной церкви. Тиллих обучался в Берлинском, Тюбингенском университетах и в университете Галле.
Две свои диссертации Тиллих защищал по теме, которая была связана с философией позднего Шеллинга, оказавшего ключевое воздействие на становление его богословское и философское мировоззрение.
В $1911$ Тиллих получает учёную степень доктора философии. В $1919-1924$ читает лекции в Берлинском университете, затем преподавал по теологии с Марбургском университете, вместе с тем работая над своей систематической теологией. Был профессором теологии во Франкфуртском, Дрезденском и Ляйпцигском университетах.
В $1933$ году Тиллиху предлагают место преподавателя в Нью-Йоркской объединённой теологической семинарии. Это было большим шагом для профессионального развития Тиллиха, он начинает писать и публиковать свои работы на английском языке, издаёт свой трёхтомный труд «Систематическая теология». В качестве приглашённого профессора Тиллих работает в семинарии с $1933$ по $1955$ года, в период с $1933$ по $1934$ является приглашённым преподавателем в Колумбийском университете.
В $1940$ году Тиллих переходит на пожизненный контракт с семинарией и получает американское гражданство. Работая в семинарии Тиллих развивает свои своими идеи, делая себе имя, публикуя труды, в которых излагал своё учение о синтетической протестантской теологии и философии экзистенциализма.
Основные труды
- «Систематическая теология»
- «Протестантская эра»
- «Встряска оснований»
- «Теология культуры»
- «Мужество быть»
В $1961$ году Тиллих входит в состав основателей Общества искусств, религии и современной культуры.
Культура
Ключевыми вопросами, которые поднимает Тиллих в своём творчестве, касаются христианства и культуры, то, какое место религия занимает в культуре, в духовном переживании человека, в судьбе человечества.
Эти проблемы Тиллих рассматривает в сфере онтологии, культурологи, антропологии, философии, библейской герменевтике.
Основное стремление Тиллиха – систематизировать свою доктрину, которая связана единым мотивом. Так теология и онтология, по Тиллиху неразрывно связаны между собой, их нельзя разделять, если исследовать общие основания культурологии.
Воззрения Тиллиха тяготеет к интимным и индивидуальным сопереживаниям культурных оснований. Это отсылает к переживанию абсолютному ценностному измерению бытия, к пределу опыта постижения Бога.
Человек, живущий в современном мире, как полагал Тиллиха, находится в духовной драме, поскольку он утратил систему абсолютных ценностей, утратил Бога. Бог трансцендентен миру, в качестве основания и глубины мира Бог ему имманентен и постигаем через духовный опыт людей. Религиозный опыт является у Тиллиха характеристикой полноты культуры, который всегда находитсят в ней. В своих произведениях Тиллих отводит место для богословия или теологии культуры.
Два положения характеризуют теологию культуры:
- Критика современной культуры, которая теряет связь со своим христианским основанием
- Поиски религиозного измерения в культуре, бытии, морали.
Религиозный опыт Тиллих понимает экзистенционально, в качестве состояния предельной волнительности перед Безусловным, которое может пониматься как Бог, бытие, то, что не может выступать как внешний объект.
Безусловность всегда находится в основаниях человеческих экзистенций и в культурном мире.
Как говорил сам Тиллих:
«Религия есть субстанция культуры, а культура есть форма религии».