Марксизм – это направление политической, философской и экономической мысли сформированное К. Марксом и Ф. Энгельсом и оказавшее огромное влияние на развитие как самой философии, так и общественно-политических процессов в XX веке.
Истоки, история и направления марксизма
Марксизм является культурным феноменом, получившим название в честь автора политико-философской концепции К. Маркса. Однако, как и любое крупное направление общественной мысли марксизм возник не на пустом месте, в его основе лежит заимствованные и переосмысление идей более ранних мыслителей, которые получили в рамках марксизма новое развитие и освещение. В.И. Ленин указывал на три основных источника марксизма:
- немецкая классическая философия,
- английская политическая экономия,
- утопический социализм.
Среди представителей немецкой классической философии наибольшее влияние на Маркса оказали труды Гегеля и Фейербаха. Диалектическая философия Гегеля рассматривалась Марксом в качестве наивысшей точки развития философии в целом, однако ему был чужд ее идеалистический дух, Марк вслед за Фейербахом развивал материалистические теории, приложил к ним диалектический метод, что нашло свое отражение в новом взгляде на общество и историю его развития.
В трудах английских экономистов были сформированы основные понятия экономической теории, такие как прибавочный продукт, трудовая стоимость и т.д., которые также были углублены Марксом и встроены в стройную систему в его фундаментальном труде «Капитал». В отличии от многих социалистов-утопистов Маркс не считал присвоение прибавочной стоимости, образующейся в результате неполной оплаты затраченного труда, капиталистами «несправедливым», а просто раскрывал его механизм, который заключался во взаимодействии эксплуатирующего и эксплуатируемого классов, а также отчуждении результатов труда от работника. Вместе с тем идеи утопистов сформировали базу его политических воззрений, легших в основу представлений о коммунистическом строе, как вершине развития человеческого общества.
Рассматривая эволюцию философских представлений Маркса можно выделить два основных периода. В более раннем внимание Маркса сосредоточено на вскрытии антагонистических взаимоотношений в современном ему капиталистическом обществе, проблеме отчуждения от человека продуктов его труда и даже самой личности, и наконец способам построения непротиворечивого общества, получившего название коммунистического. Основным способом его создания Марксу и его сторонникам виделась вооруженная революционная борьба, однако после провала социалистических революций середины девятнадцатого века, он начинает занимать более умеренные и реформистские позиции.
В позднем творчестве Маркс переходит к рассмотрению философско-исторических вопросов, рассматривая общественно-экономические основы общества, а также условия их развития и сам исторический путь эволюции человечества от первобытного состояния до построения коммунизма.
К числу наиболее значимых достижений марксизма можно отнести экономическую теорию, раскрывающую сущность общественно-экономических взаимоотношений в капиталистическом обществе и изложенную в «Капитале», развитие материалистического взгляда на исторический процесс, а также формирование концепции научного коммунизма.
Диалектический материализм
Диалектический материализм часто рассматривается как синоним марксизма, что не вполне верно. Подобная традиция возникла прежде всего в советской философии, сам же Маркс рассматривал материалистическую диалектику не столько как самостоятельное философское учение, сколько как метод философствования и раскрытия существенных проблем бытия.
Диалектический материализм представляет собой моносубстанциональную теорию, признающую существования лишь одной субстанции – материи, которая может принимать бесконечно разнообразные формы и производные, в том числе психику – как функцию специально-организованной материи – мозга, и общественные отношения, закрепляемые в материальных и информационных продуктах – культуре, знаниях, договорах и т.д.
Диалектический материализм рассматривает реальность как постоянно развивающуюся систему, причем это развитие происходит не хаотически, а согласно основным диалектическим законам:
- диалектической противоречивости,
- количественно-качественных преобразований
- двойного отрицания.
Закон диалектический противоречивости гласит, что для любого объекта или явления характерно состояние внутреннего единства противоположностей – будь это противоположности структурные или функциональные, которые в свою очередь взаимно обеспечивают существование друг друга. Именно существование противоположностей является источником и главным двигателем развития, их взаимодействие выводит объект из состояния равновесия и вынуждает его проявлять активность.
Закон количественно-качественных преобразований раскрывает механизм развития систем. Согласно данному закону развитие – это не линейное совершенствование системы, напротив оно носит неравномерный характер в котором можно выделить этапы накопления и кризисные преобразования. На этапах накопления происходит приращение в первую очередь количественных характеристик, однако после достижения предела подобного роста происходит качественное изменение свойств объекта. Так накопление атомов газа в ограниченном пространстве сначала приведет к увеличению его давления, затем к образованию жидкого агрегатного состояния, а после твердого, каждое из которых обладает принципиально новыми свойствами.
Закон двойного отрицания раскрывает принцип преемственности между более ранними и поздними состояния развивающей системы. С одной стороны, кризисный характер качественных изменений, происходящих в системе позволяет сказать, что между ее состояниями есть непреодолимый барьер, который отрицает преемственность, с другой стороны рассматривая развитие системы в длительной временной перспективе можно отметить повторение в ее развитие одних и тех же этапов, но на новом более высоком уровне.
Формационная теория
Приложение диалектического материализма к истории развития общественных отношений стало основой для формирования новой формационной теории развития общество. Согласно ей общество развивается по строго определенным универсальным законам, вне зависимости от его географических, этнических, политических и иных факторов. Ведущая роль в развитии общества принадлежит развитию производства и диалектике производственных сил и отношений к средствам производства.
Согласно Марксу существование частной собственности делит общество на два класса – эксплуататоров которым собственность принадлежит и эксплуатируемых, чей труд они используют для получения прибыли с этой собственности. При этом в различных типах общества – формациях, отношения между данными классами выстраиваются с различными нюансами, от рабовладельческих в античности, до трудовых взаимоотношений, регламентируемых законодательством в современности.
Итогом развития общества по Марксу должно стать формирования коммунистической формации, в которой институт частной собственности будет упразднен, как следствие исчезнет отчуждение рабочего от продуктов его труда, а также сам принудительный труд. При этом как отмечал еще Ленин в СССР идеалы коммунистической формации так и не были достигнуты, просто капитализм из частной формы преобразовался в государственную.