Понятие духовной жизни общества
Духовная жизнь общества очень многообразна, она может быть насыщенной, а может быть бедной и маловыразительной. Духовную сферу жизни общества составляют те пласты бытия, в которых объективная реальность познается людьми не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, имеющаяся в самом человеке, составляющая часть его личности. Это интеллектуальный срез жизни общества, направленный на преобразование общественного бытия. Эта сфера наиболее возвышенна, здесь появляется то, что отличает человека от животного, то, что в философии называется духом или духовностью.
Духовная жизнь общества включает в себя следующие элементы:
- духовная деятельность: деятельность сознания человека, в ходе которой возникают мысли и чувства, представления о социальных и природных явлениях, формирующих определенное мировоззрение. Оно в свою очередь воплощается в моральных принципах и правилах, поведении, ритуалах и обрядах и т.д.
- духовные потребности: представляют собой самый высокий уровень потребностей человека, выражающийся в стремлении человека к самореализации, проявляющуюся через творческую активность.
- духовные отношения: выработанные в процессе жизни отношения человека, его сознания и эмоциональной сферы, к тем или иным духовным ценностям, создающим определенное отношение ко всей действительности в целом. Уровень духовных отношений показывает на уровень развития самого человека, его культурный и интеллектуальный показатель, а также выступает характеристикой его эмоционального и психологического фона.
- духовное потребление: процесс удовлетворения духовных потребностей человека, среди них одно из первых мест занимает потребность в познании, в общении, а также эстетическая потребность. Духовное потребление может носить самостоятельный характер, а может быть навязанным из вне, например, таким инструментом в обществе, как реклама.
- духовные ценности: представления о добре и зле, хорошем и плохом, которые разделяются большей частью социума, они не подвергаются сомнению и служат эталоном для всех и идеалом в качестве примера для человеческого поведения и стремления. В отличие от материальных ценностей они не исчезают после своего удовлетворения, а становятся частью духовного мира человека, обогащают его.
Центральным звеном всей духовной сферы общества выступает сознание человека, оно содержит в себе совокупность мыслей, образов, чувств, эстетических и религиозных представлений. Отражение общественной жизни в сознании конкретного индивида не является простым механистическим процессом, они проходят значительную переработку, преломляясь сквозь субъективный опыт и сложившееся мировоззрение.
Эстетические потребности
По мере развития человеческого общества формируется эстетическая потребность. В общем смысле эстетическая потребность понимается как стремление человека к прекрасному. Существуют разные теории относительно причины развития эстетической потребности. Так, экономическая точка зрения гласит, что данный вид потребности возникает как стремление улучшить результаты трудовой деятельности. Гедонистическая теория указывает, что потребность в красоте представляет собой потребность в прекрасном и получении удовольствия от него. Представители познавательной точки зрения считают, что развитие эстетики открывает человеку новые истины, позволяя оценить окружающий мир во всей полноте, поэтому стремление к прекрасному есть стремление к знанию.
Также существует понятие эстетической ценности. Она представляет собой высокую значимость объекта для удовлетворения эстетических потребностей личности в красоте и гармонии.
Одним из важных составляющих элементов эстетической ценности выступает ее форма. Форма задает и организует содержание объекта, обладающего ценностью, таким образом, чтобы он обладал не только духовным смысловым значением, но также соответствовал психофизиологическим особенностям восприятия человека. Помимо конкретной чувственной формы эстетическая ценность имеет также иные формы проявления, которые зафиксированы в эстетических категориях.
Основные эстетические категории
В духовной культуре наряду с категориями морали существует целый класс эстетических категорий. Это основные понятия, которыми оперирует эстетика. Однако наполнение каждой категории изменчиво и складывается под влиянием бытовых экономических, политических и в целом духовных воздействий общества.
Выделяют следующие категории эстетики:
- прекрасное (красивое) – высшая оценка объекта, полнота раскрытия его сущности, главная категория эстетики;
- величественное – явления данной категории превосходят обычные человеческие силы и возможности;
- возвышенное – явления данного порядка представляют собой нечто большее, чем повседневная жизнь;
- комическое – категория, обозначающая ситуацию парадокса, когнитивного диссонанса, никому не приносящего вреда, забавный случай в результате чьей-либо ошибки;
- трагическое – категория, обозначающая гибель или нанесение непоправимого ущерба, достижение страшного по своим последствиям результата;
- драматическое – категория, обозначающая явления, несущие в себе конфликт, но с открытым концом, т.е. он может быть весьма разнообразным, но не ведет к трагедии;
- интересное – категория, обозначающая интересные, любопытные явления, имеющие трудно предсказуемое разрешение.
Сейчас наиболее значительную роль играют категории интересного и безобразного. Безобразное выступает как антипод прекрасного, которое содержит в себе негативную эстетическую ценность. В самом названии категории отражен ее смысл – безобразное, т.е. без образа, хаотическое, не имеющее эстетической формы. В античный период категория безобразного была связана с категориями небытия и зла, а в средневековом мировоззрении – с понятием греховности. В эпоху просвещения начала складываться диалектика прекрасного и безобразного, которая заключалась в том, что безобразного, с одной стороны, не должно было быть в искусстве, с другой стороны, сила воздействия безобразного на человека была осознана, его стали воспринимать как бесконечное разнообразие природы.