Свобода – это способность личности совершать выбор с опорой на фактические условия ситуации и объективную необходимости, а также нести ответственность за принятые решения.
Теории человека в философии
Человек является центральной проблемой философии с самого момента ее зарождения и по сегодняшний день. При этом на каждом новом этапе развития философской мысли проблема человека все более осознавалась, приобретала конкретные очертания, а человеческое бытие все больше осмыслялось философами, рассматривавшими его не просто как цепочку биографических событий, но как некоторое ценностное явление. На современном этапе для решения вопроса человека в философии выделена отдельная дисциплина – философская антропология, внутри которой развиваются множество различных теорий и подходов к проблеме человека.
В разные исторические периоды мыслители оценивали и осмысляли человека, его сущность, бытие, цель существования, происхождение, положение в мире, различно, в зависимости от самих представлений о мире, социальных событий и степени развития научных знаний. На протяжении истории философии было создано множество теории, человека которые достаточно условно можно разделить на:
- онтологические,
- ценностные.
Онтологические теории ориентированы в первую очередь на выделение человека из общего пласта бытия, определение его места и взаимоотношения с бытием, их в большей степени интересует не отдельный человек, как личность, а человечество вообще, как онтологический феномен. Такими были представления о человеке в античности, когда философы стремились выделить его из природы в качестве самостоятельной ценности как исключительное существо – способное не только воспринимать окружающий мир, но и понимать его, указывая в качестве источников человеческой деятельности нужду и стремление к изобилию. Аристотель определял человека как политическое животное, т.е. способное существовать только в особой, социальной среде.
Одной из наиболее крупных онтологических концепций человека является марксистская, которая рассматривает человека как продукт эволюционно-исторического процесса, особую, социальную форму существования материи, в которой в свернутом виде отражены ее нижележащие уровни – биологический, химический, физический. Человек рассматривается исключительно в контексте общества и общественных отношений, которые с одной стороны задают новые пространства для его осмысления, а с другой ставят и ограничения в его понимании.
Ценностные теории в большей степени сосредоточены на смыслах и значении бытия каждого конкретного человека, они уделяют много внимания экзистенциальной судьбе личности зачастую оставляя за рамками ее фактическое бытие, положение в мире. Ценностный подход был распространен в средневековой философии, когда весь фокус внимания был сосредоточен на душевной жизни человека, сохранении ее праведности, и движении человека к богу через соблюдение правил и запретов, при этом фактическое бытие личности попросту игнорировалось.
В эпоху Возрождения расцветает гуманистический идеал понимания человека как сильного, творческого, активного, инициативного, познающего мир и самостоятельно определяющего свою судьбу существа. Выстраивается идеал личности – гуманистических титанов мысли, реализовавшихся во многих областях как творческой, так и бытийной деятельности – художников, ученых, путешественников, купцов, правителей и т.д. Это идеал претерпевает дальнейшие изменения в Новое время и эпоху Просвещения, когда на первое место выходит Разум человека, его образованность и способность принимать решения сообразуясь с рациональными доводами. Рациональность становится величайшей человеческой ценностью и видится многим мыслителям панацеей и смыслом человеческого существования.
Однако уже в девятнадцатом веке все чаще в размышлениях о человеке звучит тема бесцельности, запутанности его бытия, неспособности рационального разума решить все проблемы. У Ницше отрицается всякий смысл человеческой жизни и бытия вообще, из чего порождается возможность свободной и радостной жизни в открытом мире. Последующие философы-экзистенциалисты не столь оптимистичны и видят человеческое существование как страдание и бесконечное одиночество.
Представления о свободе и необходимости
Представления о человеческой свободе развивались постепенно. В античной философии свобода человека была в большей степени связана с внешними атрибутами, а именно с положением в обществе как свободного или же зависимого его члена. В средневековье дискурс свободы-необходимости перемещается во внутренний план, в духовную жизнь личности, при этом свобода действий трактуется как произвол и грехопадение, а подлинная свобода раскрывается через служение богу и соблюдение его заветов, т.е. в контексте необходимости.
В Новое время наблюдается дуалистическая трактовка. С одной стороны, человеческий разум как идеальная сущность полностью свободен в своей мыслительной деятельности, с другой тело жестко подчинено механизмам работы материального мира. Английские материалисты (Бекон, Локк) идут дальше, указывая что и сознание человека зависит от бытия, наполняясь и формируясь по мере обретения личностью опыта.
В политической философии с одной стороны складывается представление о естественных правах и свободах человека, как неотъемлемых от его сущности, а с другой, в рамках договорных теорий, о неизбежном отчуждении этих прав и свобод в пользу государства, в подчинение необходимости.
Понимание свободы у Канта, Гегеля и Ницше
Наиболее развернутые концепции свободы-необходимости были описаны в философских подходах Канта, Гегеля и Ницше. Согласно критической философии Канта человек одновременно обитает в двух мирах – природной необходимости и рациональной свободы. Человек свободен, и способен сам устанавливать для себя образцы поведения – категорические императивы, но эта свобода, есть лишь осознанная необходимость, она вытекает из необходимости и порождается ею, свободы без необходимости не существует.
Гегель рассматривает человека и человечество в историческом аспекте его развития. Если в начале своего пути человек несвободен, он скован внешними детерминантами, то по мере познания окружающего мира и познания самого себя он все более и более освобождается, чтобы в конце исторического пути объединиться с Мировым духом и обрести полную свободу.
Ницше отрицает необходимость как таковую. Согласно принципам его метафизического нигилизма, стоит отвергнуть не только существующие нормы, традиции, мораль, ценности, но само понятие о необходимости таких ценностей, правил и целей, которые задаются личности извне. Личность полностью свободна, она может устраивать свою жизнь так, как она того захочет и в этом отражается любовь к жизни.