Понятие общества
Общество – это особая надприродная реальность, состоящая из людей, их целесообразной деятельности, ее результатов и отношений, складывающихся между людьми. Общество развернуто в пространстве и развивается во времени в рамках человеческого бытия, являясь средой и продуктом его жизнедеятельности.
Вопрос об обществе в качестве саморазвивающейся системы является проблемой социальной динамики. На самом деле, может быть отмечено непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение человеческого общества, когда начинает самостоятельное существование, не начинает историю с нуля, а продолжает уже сделанное их предшественниками. В определенной степени их деятельность задается объективными условиями, которые не зависят от воли или сознания.
Система – это сумма элементов, которые находятся в отношениях и связях между собой и при этом образуют некоторую целостность, то есть являются едиными.
Общество представляет надприродную, высшую целостность, включающую всех людей, осуществляющих целенаправленную деятельность, результаты этой деятельности и отношения, складывающиеся между всеми этими звеньями.
Общество, как саморазвивающаяся система, характеризуется следующими особенностями:
- общество – это некоторое единство или целостность;
- общество состоит из нескольких, связанных между собой, частей;
- общество характеризуется определенной целенаправленностью, вектором развития, в качестве системы;
- выделяют интегративное, системное качество общества, которое отличается от свойств и качеств элементов, из которых оно состоит;
- общество, относительно Вселенной и природы является подсистемой, качественное отличие которой – это осуществление развития исторической человеческой действительности посредством преобразующей деятельности.
Проблема движущих сил истории заключается в неоднозначном определении источника общественного развития. Сегодня существует масса факторов, которые выступают независимо как объяснительная сторона исторического развития. В зависимости от детерминант, известных для рассматриваемого исторического процесса, выбирают основные философско-исторические концепции:
- географический детерминизм;
- экономический детерминизм;
- технологический детерминизм.
Концепции исторического общественного развития
К особой группе относят концепции, в которых роль основной детерминанты исторического развития выполняют духовные факторы. Такие детерминанты представляют собой основу системных теорий исторического процесса: натурализма, идеализма или материализма.
Приверженцы натурализма или связывали характеристики общества со свойствами окружающей природной среды. К таким авторам относят Монтескье, Бокля, Мечникова – все они видели схожесть структуры и функций общества с органами и функциями живого организма.
Еще один подход к определению основ общественной жизни и человеческого бытия и его истории выстроен на признании абсолютной приоритетности сознания над всеми остальными сторонами деятельности людей. Такой подход – идеалистический. Ученые, согласные с данным взглядом, считают основанием любого человеческого действия любой идеальный побудительный мотив, цель, установки, которые всегда опережают их реальные действия. Общественные теории, базирующиеся на идеализме, имеют более высокий уровень концептуализации. В соответствии со взглядами Гегеля, самодвижение мирового духа после его возвращения из небытия состоит из трех стадий, каждая из которых делится в свою очередь еще на несколько. Например, субъективный дух в антропологии, феноменологии и психологии раскрывает свою суть. Объективный дух представлен правом, нравственностью, государством. Абсолютный дух, представленный религией, искусством, философией является финалом пути самопознания мирового духа. В этом случае выделяют несколько признаков системы: основные ступени или элементы, а также объединяющий их в единое целое мировой дух, в ходе своего целенаправленного развития.
В материализме исходным и главным принципом выступает признание первичности общественного бытия относительного общественного сознания, а также его обратного активного влияния на материальный процесс общественной жизни. Карл Маркс видел источником общественного существования и развития само общество – область непосредственного производства и воспроизводства людьми средств собственной жизнедеятельности. Он доказывал, что существование и развитие общества изначально определяла экономика, то есть отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Именно такую точку зрения отстаивала школа исторического материализма. Значимое место в историческом материализма отведено учениям, затрагивающим общественно-экономическую формацию, базис и надстройку, социальную революцию, движущие силы общественного развития.
Термин «социальная синергия» обозначает всю совокупность объективных и субъективных явлений общественного типа существования материи, которая в конечном счете обеспечивает человеческую жизнь в рамках некоторого порядка, а не хаоса.
Социальная синергия, в общем смысле, представляет собой пространство для самоорганизации людей в их совместной деятельности. Общество через социальные человеческие взаимодействия предстает преимущественно в качестве спонтанно самообразующаяся суперсистема. В таких условиях можно отследить фундаментальное противоречие социума – противоречие, возникающее между объективностью и субъективностью, между сознательно регулируемыми и самовоспроизводящимися объектами и процессами.