Общество как система
Еще в 1912 г. А.А. Богданов в своей тектологии указывал на необходимость признания всех развивающихся объектов природы и общества как систем, состоящих из элементов, при этом равновесие (устойчивое состояние системы) достигается за счет динамичного взаимодействия противоположностей. Это по сути базовое положение самоорганизации систем.
Анализируя общественные феномены, социальные философы понимают его как сложно организованный системный объект, что делает вполне правомерным использование при этом общенаучной методологии изучения объектов подобного плана.
Система – это любой феномен, выделенный по отношению к другим феноменам, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и обладающий набором интегральных свойств, которые в большинстве случаев не характерны для элементов, взятых по отдельности.
Всеми этими признаками обладает общество, являющееся не просто системой, а системой, принадлежащей к высшему «органическому» типу. Общество состоит из множества явлений, которые качественно отличны друг от друга, но одновременно с этим в нем действуют законы (а точнее закономерности), которые не являются суммой отдельных законов какой либо из сфер общества.
Понятие и онтологический статус общества
Обществом в самом широком смысле называют комплекс устойчивых исторически выработанных форм коллективной деятельности людей. В более узких значениях понятие общества может трактоваться в качестве конкретного общества, взятого как комплекс его общих, особенных и единичных признаков (например, как аграрное, индустриальное или информационное) и как отдельно взятый географический регион, либо как страна (например, индейское, американское) и т.п.
В социальной философии является дискуссионной проблема статуса понятия «общества», состоящая в поиске ответа на вопрос, является ли общество лишь совокупностью взаимодействующих индивидов, или же особым видом реальности.
- Первый подход, социологический номинализм, исходит из того, что общество сводится к сумме индивидов. Вследствие этого, социальное исследование может быть направлено не на общество как таковое, а на индивидов, людей, его составляющих. Так, один из представителей социологического номинализма, историк, историософ и социолог Н.И. Кареев (1850-1931) прямо указывал, что «личность есть единственное реальное существо, с которым имеет дело социология».
-
В рамках второго подхода, социологического реализма, постулируется, что, несмотря на то, что социум составляют индивиды, его недопустимо сводить к их совокупности. Общество – это особая форма реальности, существующая наряду с природной, параметры существования которой не сводятся к существованию составляющих его людей, это специфический субъект, имеющий особые закономерности развития.
Характерным примером социологического реализма социально-философская теория Эмиля Дюркгейма. Он считал общество независимой от индивидов, внеиндивидуальной и надындивидуальной формой объективной действительности. Социальная реальность, вкрапленная в универсальный природный порядок, не сводится к другим ее видам. При этом, она, наряду с иными видами реальности, обладает устойчивостью и основательностью, а, значит, функционирует и развивается по определенным законам.
Социологический подход к обществу
Во второй трети XIX в. общество тали рассматривать как особый организм. Данная традиция была заложена основателем философии позитивизма и родоначальником науки социологии Огюстом Контом (1798-1857). При этом, Конт, называя общество «социальным организмом», не уподоблял общество живому организму, а лишь подчеркивал эволюционный характер его развития. Также подобные формулировки были обусловлены тем, что французский философ впервые в истории предложил изучать общество методами естественных наук, то есть не умозрительно, как это делалось ранее, а опытным (эмпирическим) путем. Результатом этого и стало формирование эмпирической науки об обществе – социологии.