Онтология – это раздел философии, исследующий бытие и его структуру, закономерности, категории.
Гартман и новая онтология
Николай Гартман (1882-1950) родился в Риге, образование получил в Петербурге, сначала в гимназии, затем в университете. Получил степень бакалавра филологии. В Германии стал активно заниматься философией, в 1907 году получил степень доктора философии. Ему пришлось также участвовать в Первой мировой войне. Его философия складывалась изначально под сильным влиянием неокантианства, но, неудовлетворенный субъективизмом этого направления философии, он начинает собственные поиски, которые приводят к появлению книги «Основные черты метафизики познания» (1921). После этого его работы набирают все большую оригинальность, а категория бытие вновь становится одной из центральных в философии.
В новой онтологии человек перестает быть источником и импульсом любых изменений в мире, ему не приписывают «сверхразум», он не замкнутая в самом себе система. Человек – это место столкновения конечного и бесконечного. Невозможно определить одним словом, что же есть бытие, но его мы ощущает через косвенные проявления, влияние на все, что вокруг существует, в том числе и на собственную жизнь. В новой онтологии бытие понимается как запредельное относительно человеческого мира. Поэтому новая онтология не метафизична, она отделяет понятие бытия от понятии субстанции. Она рассматривает бытие и человека только вместе, во взаимодействии. Бытие оформляет человеческую жизнь, принимая специфические формы.
К основным работам Гартмана относят:
- «Эстетика»;
- «Философия природы»;
- «Основные черты метафизики познания»;
- «К основоположению онтологии»;
- «Возможность и действительность»;
- «Строение реального мира. Очерк всеобщего учения о категориях»;
- «Телеологическое мышление».
Слои бытия
Согласно онтологии Гартмана бытие распадается на разные слои. Они связаны между собой не закономерностями, а самим бытием. Каждый последующий слой несет в себе более низший слой с его закономерностями, но у него появляются уже и свои специфические закономерности. Таким образом видно, что для бытия характерна иерархичность слоев, выстраивающаяся в порядке возрастания. Например, в основе общества лежат человеческие биологические потребности и предпосылки, что есть более низкий уровень, в то время как само общество организуется на основе действующих в нем социальным нормам, правилам и ценностям, что представляет собой более высокий уровень бытия. Так и человек, который постепенно переходит от своих биологических потребностей к духовности, тем самым развивая свою индивидуальность. Однако человек имеет связи со всеми уровнями бытия, он словно «встроен» в бытие.
Бытие Гартман описывает при помощи таких категорий, как «моменты бытия», «модусы» и «способы» бытия. Под моментом бытия Гартман понимал существование и сущность, выделяя две его формы:
- «вот-бытия» - момент существования;
- «так-бытия» - момент определенного бытия.
Вот-бытие говорит о том, что что-то существует, а так-бытие задает его качественную характеристику. При этом он считает, что нельзя приравнивать существование и реальность. Реальность существует во времени, а значит, оно индивидуально и никогда не повторяется. Но есть еще и идеальное бытие, которым Гартман наделяет логику, математические предметы, ценности или феноменологию. Для них характерна неизменность и вневременность. При этом идеальное присутствует в структуре реального мира.
Строение реального мира по Гартману
Гартман утверждал, что нет различных реальностей, например, бога и материи, есть только одна реальность. Самый низший слой мира представляют материальные предметы. В реальное Гартман относил в том числе психические и духовные явления, представляющие более высокие слои бытия.
В качестве основных характеристик бытия Гартман выделял индивидуальность и время. Все, что существует во времени, реально, оно неповторимо, а потому одноразово. Язык, право, наука, нравственность – они все подвержены изменениям, потому связаны с реальной жизнью и представляют собой ее часть.
У Гартмана четыре слоя реального мира: живое, мертвое, духовное и психическое. Соответственно, у него пролегает три разреза в реальном мире. Первый лежит между материальным и психическим. Он проходит через общество, но не делит его самого, это проблема из области гносеологии. Второй разрез лежит между живой и неживой природой, а третий – между духовным и психическим. Духовность не совпадает с чистыми идеями, оно реализуется в трех формах – как личностный, объективный и объективированный дух. Личный дух проявляется как отдельная личность с ее качествами, носителем объективного духа выступает общество, в то время как объективированный дух – ни что иное, как произведения искусства и науки.
При этом Гартман разделяет понятия душа и дух. Душа присуща только тем, у кого есть сознание, помимо человека она есть у животных. Дух же принадлежит только человеку.
Гартман писал, что в реальном мире действуют различные законы. Например, закон силы гласит, что низшие слои и действующие в нх категории будут всегда более «убедительны», выступая как детерминанты человеческого поведения. При этом закон индифферентности утверждает, что низшие слои бытия всегда индифферентны к тому, что представляет ценность для высших слоев и категорий. Согласно закону материи, низшие слои бытия выступают как материя, либо как фундамент для бытия. Они могут ограничить поле действия высших категорий, но не их форму.
Стоит отметить, что философия Гартмана обладает высоким психологизмом. Так, описываемое им душевное бытие представляет собой психическую реальность. Необратимость связи высших слоев и категорий с низшими представляет собой связь между физиологическими структурами мозга и психикой самого человека. Однако он не уходит в психологию, сосредотачиваясь исключительно на философских категориях, рассматривая личность как непосредственный носитель духа.