Что такое «Философия Откровения»?
«Философия откровения» являет собою религиозно-философское учение, которое было разработано Шеллингом в первой половине $19$ века.
Главное задание философии откровения заключается в обосновании и истолковании базисных основ христианской догматики и религии Откровения. В связи с этим она разделяется на несколько частей. Первая является общей, в которой формулируются главные осноположения антропологии и онтологии.
Вторая часть философии откровения рассматривает эти основоположения и определяет, как они находят свои применения в экзегетике Нового Завета. Данная часть является специальной.
Общая часть «Философии Откровения»
В эту часть включены несколько видов учения. Это и учение о природе философии и обоснование разных ответвлений философии, как «отрицательной» философии и «положительной». Также, сюда входит учение о едином Боге, о целостном человеке, о творении, об отпадении и его последствиях.
Важным элементом является специальная часть, где рассматривается соотношение Откровения и мифологии, различные учения о мифологическом процессе, эсхатология и т.д.
В философии Откровении невозможно вывести бытие из сущности даже по применению к Абсолюту. Рационализм является спекулятивным и мыслится как «отрицательная» философия, которая оперирует с абсолютным лишь как отдельной сущностью, абстрагируясь от его реальности.
Происходит противопоставление и возникает «положительная» философия, который заключается в априорном эмпиризме. Существования Бога является через метафизический опыт человека.
Общеонтологическая часть
В общеонтологической части данной философии рассматривается креационистское учение, которое очень детально разрабатывалось на идейной базе единого Бога.
Всеединый Дух является неразличимым единством и целостностью трех существующих сил – потенций.
Данные силы склонны к образованию самых разнообразных аспектов возможного его отношение к нереальному существу.
В творении Бога потенции не имеют постоянную константу, вследствие чего их равновесие нарушается, а они становятся космическими демиургическими силами. Творение является постоянным процессом установления гармонии в равновесии этих сил, который имеет несколько аспектов: космогонический и теогонический.
Высшим творением является всеединый первочеловек, который в недрах себя содержит все мироздание. Таким образом, образуется определенная связь между тремя лицами Троицы и этой особью.
Важно заметить, что первочеловек является независимым по отношению вышеуказанных сил – потенций.
Именно из-за своей свободы к Богу он может расторгать теоантропокосмическое единство посредством вольного произволения первочеловека, так как он нарушает гармоническое равновесие потенций.
Важным аспектом является отпадание, посредством которого осуществляется необходимое восстановление единства Бога в сознании человека. Также, осуществляется реальное воссоединение связи человека и Бога, которое обозначается понятием «Откровение». Реальному понятию предшествует определенный мифологический процесс, который является первоосновой. В этом процессе все потенции, которые действуют в человеческом сознании, создают лики единого Бога.
Таким образом, философская традиция «Откровения» у Шеллинга вывела философию религии на новый уровень, так как он изменил не только подход к рассмотрению религиозных канонов христианства, но и видоизменил общий взгляд на религию как такую.