Научное сознание – это одна из сфер общественного сознания, объектом которой выступает наука, научные и общедоступные знания о реальности, а также научное мировоззрение.
Возникновение науки и зарождение научного сознания
Научное сознание сформировалось относительно других форм общественного сознания сравнительно поздно. Так до периода античности хотя древние цивилизации (Египет, Месопотамия, Шумеры, Индия, Китай) и обладали достаточно большим объемом знаний, связанных как с земледелием, строительными и инженерными работами, межеванием земельных участков, наблюдением за звездным небом и т.д., данные знания носили исключительно прикладной, донаучный характер. Основное их отличие от подлинно-научных знаний состояло в том, что они были разрозненны и привязаны к решению конкретных практических задач, знания не осмысливались как самостоятельная реальность, имеющая ценность вне практической деятельности. Кроме того, знание преимущественно передавалось в рамках жреческих элит, что детерминировало его догматический характер, ставить знание под сомнение, пытать опровергнуть или доказать его не представлялось возможным.
Серьезным толчком к формированию научного сознания стало развитие философии в древнегреческом обществе. Философия сама по себе создавала новую модель существования абстрактно-логического знания и представления об окружающем мире, в форме размышлений, которые воспринимались не догматически, а напротив, активно оспаривались и аргументировались. В рамках философии пифагорейцев зародилась царица наук – математика. Хотя пифагорейцы заимствовали множество знаний (теорем и математических приемов) уже известных мудрецам Египта и Вавилона, они были первыми, кто оторвал число от предмета, представил его в качестве абстрактной сущности, имеющей самостоятельное значение, что позволило манипулировать абстрактными числовыми понятиями, не ограниченными своим материальным воплощением.
В работах Аристотеля было подведено обобщение всех научных знаний, накопленных к тому моменту, а также охарактеризована структура науки. Кроме того, Аристотель заложил основы формальной логики, как главного инструмента научного размышления, языка науки. Однако в рамках античного мира развитие науки было ограничено, в частности невозможно возникновение подлинного естествознания. Это было связано с двумя причинами:
- Греки, равно как и их идейные наследники разделяли мир природы (в который включался и сам человек) и мир искусства, техники, как противоположности, что не позволяло рассматривать природу как объект научного интереса;
- Для античного мира характерен рабовладельческий строй, при котором использовался подневольный труд рабов. У рабовладельцев не было экономического стимула для практического внедрения даже тех технических знаний, которые были доступны (так принцип работы парового двигателя был известен еще в античности).
Становление научного сознания
В период средневековья наука, как и философия находились под гнетем религиозных догматов. Наука рассматривалась и допускалась лишь как способ логического приближения к богу для тех из верующих, кто был не способен к экзальтации и провидению. Тем не менее за период средневековья был накоплен значительный материал научных исследований и открытий, которые оставались под спудом цензуры, не имея условий для своего практического применения.
Становление естественно-научного знания произошло в Новое время. Этому поспособствовал ряд факторов – начиная от процессов секуляризации и возрождения в культуре и философии, заканчивая стремлением европейской цивилизации выйти за пределы самой Европы, достигнуть критического преимущества над другими странами и народами, что дало перспективу для внедрения новых типов хозяйственной деятельности и материального производства основанного уже не на опыте поколений, а научно-обоснованных принципах.
С этого момента начинается бурное развитие науки и становление собственно научного сознания, как взгляда на мир, с позиции его изучения, описания и преобразования для нужд и потребностей общества. Начало складываться научное мировоззрение, одной из черт которого стала вера в прогресс и гностические способности науки, а также ее способность решить все проблемы человечества, что особенно ярко проявилось в эпоху Просвещения.
Однако уже в начале двадцатого века, события Первой Мировой войны показали, что научные открытия приносят не только благо, но в руках честолюбивых политиков и военных, способны принести не меньшие беды и разрушения. Особенно сильно критика науки возросла после Второй Мировой войны и применения атомного оружия.
Черты научного сознания
Наука является широким феноменом который включает в себя:
- науку, как систему знаний о мире (теорию);
- науку, как способ исследования мира (методологию);
- науку, как сферу практического применения полученных знаний (прикладные дисциплины);
- науку, как совокупность людей и сообществ занятых в сфере исследовательской, практической и образовательной деятельности (наука как социальный институт).
Как следствие научное сознание предполагает отражение науки как целостного феномена во всем его сложности и многообразии. Кроме того, наука включает в себя множество отраслей, исследующих все возможные аспекты реальности, от глубин далекого космоса, до глубин человеческой психики. Вполне естественно, что обыденный уровень научного сознания не отражает всего многообразия и сложности науки. Обыденный уровень представлен эмпирически-рациональным мышлением, которое опирается на собственный житейский опыт, общенаучные представления и картину мира, а также «здравый смысл» содержание которого может зачастую не совпадать или противоречить самим теоретическим знаниям и представлениям.
Теоретический уровень научного сознания, предполагает взгляд на науку изнутри, с позиций самой науки, а также философии науки, как особой области представлений задающий новые направления развития научного знания, способной ставить проблемные вопросы, выходящие за пределы научной компетенции.
Вместе с тем научное сознание представляет собой одну из наиболее динамичных форм общественного сознания. Так этические и политические, правовые представления меняются в обществе достаточно медленно, научные же знания о мире способны устареть буквально за год, картина мира может быть переписана одним революционным открытием, что вынуждает ученых находится в процессе постоянного саморазвития, поиска новых исследований, перепроверки собственных знаний.