Евразийство – это одно из российских философско-политических направлений, которое пристально рассматривает преемственность и кооперацию культуры русскоговорящих людей с культурой представителей кочевых племен степей Евразии, в первую очередь с культурой Монгольской империи.
Биография Н. Н. Алексеева
Николай Николаевич Алексеев – русский философ, правовед, один из идеологов евразийства.
Алексеев родился в Москве в 1879 году в семье профессионального юриста, который служил в должности помощника начальника канцелярии. Окончил 3-ью московскую гимназию, после чего поступил на юридической факультет Московского университета. В феврале 1902 года Алексеева исключили из университета за революционную деятельность и приговорили к 6 месяцам заключения в тюрьме.
После освобождения Алексеев переехал в Германию, где продолжил обучение в политехникуме Дрездена. В 1903 году он вернулся в Москву, восстановился в университете и успешно закончил юридический факультет в 1906 году, получив диплом 1-й степени. За отличные успехи в учебе его оставили на кафедре энциклопедии права и истории философии права. После того, как он сдал экзамен на получение степени магистра государственного права приват-доцентом, он начал чтение лекций на кафедре философии в Московском университете.
Во время написания магистерской диссертации в Берлине, Гейдельберге, Марбурге и Париже, он поддался влиянию неокантианства Марбургской и Баденской школ. Позже он увлекся феноменологией Э. Гуссерля.
В мае 1912 года он вернулся из-за границы и успешно защитил магистерскую диссертацию «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов», за которую ему присвоили степень магистра государственного права.
В 1916 году он был избран на должность экстраординарного профессора кафедры философии права. В 1917 году Алексеев вел активную совместную деятельность с Временным правительством, участвовал в качестве специалист в подготовке Учредительного собрания.
Октябрьская революция не была им принята. Летом 1918 года Алексеев находился за границей, а в октябре 1918 года через Киев приехал в Крым. В конце 1918 года он был избран на должность профессора Таврического университета в Симферополе.
В начале 1919 года Алексеев участвовал в Белом движении в составе Добровольческой армии, позже стал редактором газеты «Великая Россия», в которой отвечал за литературную часть отдела пропаганды Добровольческой армии. В марте 1919 года его эвакуировали в Константинополь, а затем через Софию перевезли в Белград. В 1920 году он смог вернутся в Крым как начальник информационного отдела при штабе армии генерала Врангеля. В октябре 1920 года, Алексеев окончательно покинул Россию. В 1921-1922 годах работал в должности инспектора русской школы в Константинополе. В 1922 году П. И. Новгородцев пригласил Алексеева занять должность ученого секретаря юридического факультета Русского народного университета в Праге. Здесь Алексеев сблизился с евразийцами.
После прекращения существования в Пражском университете юридического факультета в Праге в 1931 году, Алексеев начал преподавать на Русских юридических курсах в Сорбонне.
В 1940 году Алексеев переехал в Белград, где участвовал в движении Сопротивления в годы Второй мировой войны.
В 1945 году он смог получить советское гражданство, но в связи с ухудшением отношений между СССР и Югославией он вынужденно переезжает в Швейцарию, с 1948 года он жил в Женеве, где продолжал заниматься философией и правом.
Алексеев и евразийство
Многие идеи, которые Алексеев высказывал в своих работах, стали основанием «евразийского периода». Русский мыслитель – один из признанных научных деятелей в государственно-правовом направлении. Алексеев базируется на убеждении о том, что на территории России, а вместе с ней и Евразии, справедливый порядок, стабильность и устойчивость можно обеспечить только в государстве, которое сочетает в себе преимущества аристократии и демократии. Эта же идея характерна и для народных масс. Такое меньшинство должно составлять духовных орден, способный на моральное руководство народом. Им выработан государственный идеал и сформулирована идея высшей религиозно-философской истины. В таком общества право является возможностью осуществлять те или иные действия. В качестве идеала государственного устройства принято древнерусское государство-правда, подчиненное началу вечности. К нему относятся и субъективное право, и нормы справедливости. Разделение права и нравственности нельзя осуществить, и они совместно осуществляют взаимодействие между правами и обязанностями граждан.
В этот период Алексеев уделял много внимания формированию социально-экономической евразийской системы, базисом для которой выступала идея о государственно-частной системе хозяйствования, которая могла бы устранить расслоение общества на излишне богатых и бедных. Алексеев считал социализм не способным решить эту проблему, так как он устраняет только некоторую часть субъектов собственности, при это ее структура не меняется. Он подвергал резкой критике и межнациональные отношения в Советском Союзе за то, что в основой связи между народами была выдвинута идея интернациональной солидарности пролетариата. Он считал, что необходимо выстроить федеративный принцип устройства России-Евразии, который был бы чист от коммунистической идеологии и базировался бы на осознании общей судьбы народов евразийского мира.
Алексеев писал, что марксизм выполнил свое историческое предназначение и социальную функцию в России. Им был организован русский революционный процесс, и придано ему особое социально-экономическое содержание. Когда он уйдет, останется то, что не является по своей сути сущностью марксизма – старое русское народничество, нашедшее отражение в построение трудового, некапиталистического государства.