Материализм и идеализм – это философские течения, рассматривающие проблему сущности бытия, развиваемые в рамках онтологии, и предлагающие диаметрально противоположные пути решения данной проблемы.
Проблема природы бытия в онтологии
Онтология – раздел философии, в центре которого находится проблема бытия, его сущности, природы, первоначал, свойств и т.д.
Онтологическая проблематика сформировалась в древнегреческой философии одной из первых. Труды ранних философских школ – элейской и ионийской посвящены изучения бытия, основатель элейской школы – Парменид, первым употребил сам термин бытие и обозначил основные онтологические проблемы.
Если в ионийской школе натурфилософы, такие как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен решали в первую очередь проблему первоначал, происхождения бытия, то Парменид и его последователи, первыми поставили проблему сущности, природы бытия, его основополагающих свойств. Вслед за ними данная проблема стала разрешаться последующими философами – Демокритом, Гераклитом, Платоном и т.д. При этом уже в античной философии сформировалось два основных подхода к ее решению:
- материалистический,
- идеалистический.
Материалистический подход основывается на представлении о том, что основой мира выступает материя, т.е. объективно, реально существующее, родственное по своей природе человеческому телу, и выступающее его источником. Духовные феномены – такие как психика, культура, социальные взаимодействия, в рамках материалистической теории раскрываются как продукты материальной деятельности, либо особые формы организации материи. Наиболее часто, хотя и не всегда, материалистические теории связаны с диалектическим представлением о бытии, как движущемся и развивающимся. Сама материя меняется и усложняется по мере существования мира.
Идеалистический подход указывает в качестве подлинного бытия сверхъестественное, трансцендентное бытие, представленное в виде различных субстанций – бога, души, разума, идеи, Абсолюта, в зависимости от конкретной теории. Для представителей направления объективного идеализма характерно признание существования материального мира, который, однако ставится в зависимое отношение от его идеального первоначала. Субъективный идеализм предлагает более радикальную позицию, согласно которой реальными являются только идеальные конструкции, например, божество или пространство разума, в то время как видимый «материальный» мир не более чем иллюзия «сон Брахмы». Идеалистические подходы в большей степени тяготеют к метафизическому пониманию бытия, согласно которому сама идеальная субстанция остается вечной и неизменной, а любые видимые изменения, опять-таки несущественны и иллюзорны.
Исторические формы и развитие материализма
Материалистическое учение появляется еще в древнегреческой философии, в теория Парменида и Демокрита. Парменид предполагал, что мир – есть материя, причем обладающая свойствами единства, цельности, вечности. Бытие Парменида было одушевленным и вместе с тем неизменным, конкретной характеристики или носителя материальности ин не указывал.
Классическое представление о материи было сформировано Демокритом, в его атомистической теории. Демокрит предположил, что материя представлена мельчайшими и неделимыми единицами – атомами, которые не видимы для человеческого взгляда, и из которых состоит все живое. Атомы обладают определенными свойствами – размером, весом, движением, а также специальными крючками, позволяющими сцепляться между собой. Психические явления Демокрит объяснял движением особых атомов души, которые рассеяны по всему бытию, и сконцентрированы в живых существах. Именно истечение атомов души – есть истинная причина человеческой смерти по Демокриту.
Новое переосмысление атомизм получил в Новое время в рамках механистического или «примитивного» материализма положения которого были сформулированы в трудах многих философов – от Р. Бекона до И. Ньютона. Материя полностью ассоциировалась в веществом, мельчайшей и основной частицей которого признавался атом. Единые и неделимые атомы распределялись в пространстве и взаимодействовали между собой согласно законам механики и физики.
Современный этап развития материализма неразрывно связан с марксистской философией. Новое определение материи было сформулировано Ленином:
Материя – это философский термин, используемый для обозначения объективной реальности, которая доступна для фиксации субъектом как непосредственно в виде ощущений, так и опосредовано с помощью технических средств.
Подобное понимание материи допускает плюрализм форм ее существования. Это не только вещество, но также энергия, излучение, антивещество, темная энергия, а также любые другие формы объективной реальности, которые могут быть открыты и изучены по мере развития науки.
В рамках марксизма также было сформулировано представление о развитии материи, усложнении форм ее существования:
- механическая,
- физическая,
- химическая,
- биологическая,
- социальная.
В современной научно-философской теории они дополняются такими формами как квантовая, психическая и т.д.
Исторические формы и развитие идеализма
Одна из первых идеалистических теория была сформулирована Платоном. Именно Платон предполагал существование мира идей и его первичность относительно физической реальности - мира материй. Идеи Платона – это субстанции, вечные, неизменные, совершенные понятия, которые одновременно включают в себя всю совокупность признаков, характерных для реальных объектов, к этому понятию относящихся. Человеческая душа – также идея, а потому она вечна, бессмертна и переходит из одного тела в другое.
Идеи Платона получили дальнейшее развитие в неоплатонизме. Неоплатоники противопоставили идеальное, истинное бытие, сосредоточенное в Абсолюте и представляющее собой всеобъемлющее благо, неподлинному, искаженному, хаотическому бытию материи, являющейся источником всякого зла. Абсолют представляется обладающим бесконечной созидательной силой, он «истекает» этим потенциалом, и из него порождаются иные формы бытия – разум, идеи, наконец человеческая душа, главная задача которой избавиться от всего материального, путем аскезы, и вознестись обратно к Абсолюту, слиться с ним.
Идеи неоплатонизма легли в основу христианской философии. Главной идеальной субстанцией в ней является бог-создатель, а материальный мир его творение. Человек имеет дуалистическую природу – его душа есть идеальная субстанция, в то время как тело материально. Задача человека с помощью праведной жизни, веры и интуитивного откровения приблизиться к богу.
По мере развития философии роль божества как идеального первоначала постепенно переосмыслялась, так у Декарта он выступает высшей субстанцией, которая породила равные между собой материю и дух, у Лейбница – бог наиболее совершенная из множества монад, у Спинозы, бог ассоциируется с самой природой, бог везде и во всем.
Постепенно идеалистическое начало смещается к самому человеку, его разуму, воле, культуре (Мировая душа Гегеля), наконец индивидуальному человеческому сознанию в концепциях экзистенциализма, постмодернизма, солипсизма.