Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мартин Бубер, еврейский религиозный философ и писатель

Биография Мартина Бубера

Определение 1

Сионизм – это политическое движение, имеющее своей целью возрождение и объединение еврейского народа в Израиле, то есть на исторической родине, а также идеологическая концепция, на которой основано это движение.

Мартин Бубер – еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма, помимо того, он близок к иудейскому религиозному анархизму. Уроженец Австро-Венгрии, также жил и работал в Швейцарии, Германии и Израиле.

Его номинировали на Нобелевскую премию десять раз, семь раз – на Нобелевскую премию по литературе, но все разы безуспешно.

Родился Бубер в еврейской семье в Галиции, но всю юность провел в Лемберге (Львове).

Он получал образование в вузах в Берлине, Цюрихе, Вене и Лейпциге. В 1898 году присоединился к сионистскому движению, а с 1920-х начал пропагандировать идею арабо-еврейского двухнационального государства. В 1911 году он выступал с лекциями в Берлине, в экспрессионистском «Новом клубе». В 1924-1933 годах Бубер стал профессором иудаизма в университете Франкфурта-на-Майне.

В 1933 году новые нацистские власти запретили ему вести преподавательскую деятельность, поэтому он отправился в Швейцарию, а позже – в Палестину. Там до 1951 года он был профессором социологии Иерусалимского университета. В 1960 стал первым президентом Академии наук Израиля.

Философия Мартина Бубера

Центральной идеей философии Бубера была разработка фундаментальной ситуации сосуществования Я с другой личностью, существования в качестве со-бытия с другими людьми. Бубер обращался в своих идеях к неокантианству, сделав очень много, чтобы популяризовать понятие «Диалог» и философскую систему, связанную с этим понятием. Поэтому на сегодняшний день Бубер – более известен в мире диалогистов по сравнению со своим другом и коллегой – Францем Розенцвейгом или Ойгеном Розеншток-Хюсси.

Основной ряд положений своей философской концепции Бубер изложил в книге под названием «Я и Ты», которая написана с пророческим пафосом, на который, возможно, повлияли работы Ницше. В этом труде Бубер противопоставлял отношения «Я-Ты» и «Я-Оно». Где первое выступало любовным диалогом, живым межличностным отношением, а второе было повседневным утилитарным отношением, соответствующим аристотелевской логике. Бубер полагал, что отношение «Я-Ты» возможно не только относительно другого человека, но, например, по отношению к дереву тоже. В такой ситуации, биологические или физические характеристики дерева заменяются на ценностную и духовную природу человека. В этом смысле Бубером сопоставлялось «Я-Ты» отношение и поленезийский термин «мана». Это понятие ввел в употребление Бронислав Малиновский, который характеризовал «ману» в качестве дорелигиозного озарения при внезапном ощущении духовной силы, которая стоит за тем или иным происходящим явлением. Концепцией Бубера было выделено два типа отношений, порождающих два типа противоположных образов мира. Человек не способен постоянно находиться в состоянии «Я-Ты» отношений, но тот, кто постоянно пребывает в состоянии «Я-Оно» - не человек.

«Мартин Бубер, еврейский религиозный философ и писатель» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В другой своей работе – «Два образа веры» Бубер противопоставлял греческий рациональных подход к миру, связанный с визуальным восприятием, и библейский дух, связанный со звуковым восприятием. С его точки зрения, первый подход – порождает веру в качестве уверенности в той или иной информации, а второй воспринимает веру в качестве доверия, живого отношения. Бубер стремился на примере Нового Завета продемонстрировать как в ранней истории христианства произошел отход от библейской веры-доверия к греческой вере-знанию.

Бубер был учеником Дильтея, поэтому со студенческой скамьи занимался изучением мистических движений в разных религиях. Такой опыт «вживания» в чужой религиозный опыт оказал существенное воздействие на его философское наследие. Например, Бубер много лет посвятил тому, что собирал легенды, относящиеся к еврейскому религиозному течению – хасидизму, и в итоге написал книгу «Хасидские предания», первое издание которой было переведено на русский язык дважды. Бубер считал, что центром хасидизма является абсолютно новый литературный жанр – история, которая только и может передать живые отношения между Ты и Я. Герш Шолем – основатель академического исследования еврейской мистики, критиковал Бубера за то, что тот игнорировал философское наследие хасидизма.

В вузах в Цюрихе и Вене Бубер, философские взгляды которого все более склонялись к экзистенциализму, прослушивал курсы по психоанализу. Он интересовался личностью человека во всех ее аспектах. Идеи мистицизма ученый не воспринимал в качестве психической патологии. Тема его докторской диссертации – комплексное исследование философии Майстера Экхарта и Якоба Бёме. Эти средневековые немецкие мистики оказали на Бубера огромное воздействие.

Замечание 1

Бубер, как ученик Дильтея, поддерживал религиозные воззрения опального доминиканца Экхарта, полагавшего, что любые паломничества, покаяния и посты, то есть все, навязанное ортодоксией, не имеет никакой ценности, если человек не стремится общаться с Богом.

Бёме также утверждал, что заповеди должны быть расположены внутри человека (их необходимо записать на скрижалях сердца), а не находиться снаружи, как догматы.

Мистическое направление в иудаизме – это страсть, к которой Мартин Бубер тяготел до конца своих дней. Его книги о хасидизме были переведены на многие языки. В них о стремился раскрыть веру в качестве диалога с Богом, живого доверия Творцу. Итогом его исканий стала работа «Хасидские предания». Но на русский язык перевели только ее первый том. В этой книге Буберу удалось придать хасидизму новый образ. Бог раскрывался в ней посредством серии доверительно рассказанных историй. Только так, считал Мартин Бубер, возможно наладить диалоговый мост человека и «сакрума», «Я» и «Ты». Такой подход раскритиковал Гершом Шолем – основатель академического изучения мистического движения в иудаизме. Он полагал, что Бубер проигнорировал философское наследие хасидизма.

Дата последнего обновления статьи: 11.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot