Феномен маргинализации общества
Маргинальность – это понятие, которое было введено в науку американским социологом Р. Парком в 1928 году. Изначально оно обозначало личность на рубеже культур. В классической социологии маргинальность трактуется как утрата объективной принадлежности к какому-либо сословию, классу, группе. Главный признак маргинальности есть разрыв культурных связей с прежней средой. С течением времени суть термина расширялась, им стали обозначать пограничное и периферийное, а также промежуточное положение относительно базовых социальных групп.
Примером маргинала можно признать крестьянина в городе, который уже не является крестьянином, но и не стал рабочим. Также примером маргинала можно назвать эмигранта, которые отверг культуру собственного народа, но еще не принял обычаи другого этноса.
Если рассматривать позитивный вариант развития событий, то маргинальность постепенно переходит в нормативное поведение путем включения в новую социальную и культурную ситуацию.
Негативный сценарий при маргинальность заключается в том, что набор асоциальных качеств личности закрепляется в ее внутреннем мире. Маргинал несет в себе черты деклассированного, паразитического поведения.
Внутри российского общества в силу ряда причин на протяжении многих столетий существовали группы маргиналов. При историческом анализе проблемы необходимо обратить внимание на тот факт, что такое расслоение может быть естественным и создаваться искусственно. Естественная маргинальность указывается в контексте социальных, экономических, а также культурных процессов. Любое общество при этом предполагает и наличие периферийных групп, своего рода «социального дна». Эти люди всегда схожи по облику и образцам поведения.
Маргиналы могут иметь устойчивые черты и зависать на изломе социальных структур в результате дискриминации большого количества граждан.
Например, вплоть до 1917 года существовала такая политика маргинализации, которая проводилась в отношении революционеров, а также представителей национальных и религиозных меньшинств.Такая ситуация во многом определила специфику культуры советского общества. После революции маргинальность приобрела совершенно иные черты. Социальное пространство делилось, по сути, на сторонников и противников существующего режима, что привело к возникновению новых социальных групп. Их примером стали переселенцы. После революции колоссальные масштабы приобрела искусственная маргинализация общества. Несмотря н такое обилие сведений, совершенно очевидно, что тематика маргинализации в социуме недостаточно разработана и требует более тщательного анализа.
Это явление в первой половине XX века полно охарактеризовалось в публикациях Старикова. Он выдвинул мысль о приоритете в процессе позиционирования феномена как существенного фактора реорганизации современного общества. Стариков также поставил вопрос о глубине и масштабе процессов формирования послереволюционного общества. Он сформулировал гипотезу о том, что при разрушении социальных традиций возникшая система может стать на порядок ниже предыдущей, которая работала гораздо менее эффективно.
Многие ученые, сопоставляя структуры общества в начале XIX века пришли к выводу о невозможности оценить происходящие социальные изменения без учета процессов массовой маргинализации. Все авторы, которые занимались разработкой данной проблемы, убедительно доказали несоответствие марксистских установок реальной практике, которая воспроизводит сословно – иерархические отношения.
Перспективные исследования маргинализации
Среди перспективных исследований маргинализации можно выделить труды таких авторов как:
- М. Салматова,
- А. Добкин,
- В. Ивницкий,
- В. Данилов и пр.
Процессы, которые происходят в структуре российского общества, определяются разнообразными факторами. На положение дел в реальности чаще всего влияли кризисы, усилившие консолидацию отдельных групп.
Углубление социального неравенства и рост маргинальных слоев накладываются на систему глобализации. Все указанные обстоятельства привели к тому, что феномен «маргинал» включал в себя новые и новые значения, которые имели зачастую уникальный смысл.
Социальное неравенство — это специфическая форма социальной стратификации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои или классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными возможностями удовлетворения своих материальных, социальных или духовных потребностей.
Теперь маргинал — это не только «чужак» или «прокаженный», но и человек, который имеет «усеченные корни» в контексте родной культуры. Такое понимание интерполируется на значительную часть общества, а именно на этнические и конфессиональные меньшинства, художественную интеллигенцию.
Маргиналы не всегда являются преступниками или лицами, которые обязательно нарушают закон, но они в некоторой степени отрицают существующие социальные
Комплекс технологических сдвигов, социальных и культурных перемен придают проблеме иные очертания.
Урбанизация и массовые миграции усиливают взаимодействие людей, которые являлись носителями разнообразных традиций, а также провоцируют размывание базовых культурных барьеров. В связи с этим быть маргиналом становится нормой, которая позволяет адаптироваться к современному социальному пространству.
В последнее время в российском обществе происходит становление неформальных движений, которые имеют правозащитную, просветительскую, благотворительную, религиозную направленность. Эти движения подключают маргиналов к адекватной общественной жизни.
Такая тенденция, как и ретроспектива мировой культуры, подтверждает тот факт, что различные религии и философские концепции, а также особенности духовной жизни человечества во многом обязаны собственным формированием наличию маргинальных слоев населения и соответствующим социокультурным средам.