Состояние современной культуры
В современном понимании культура находится в кризисном состоянии. Кризис культуры надо понимать, как резкий и грубый перелом в ее развитии, тяжелое переходное состояние. В то же время следует иметь в виду, что подобные изменения являются реакцией на изменение политической, социально-экономической и технической среды. Каждая культура представляет собой стратегию выживания своего народа. В долгосрочной перспективе эти стратегии, как правило, являются ответом на экономические, технические и политические изменения и поэтому не могут долго оставаться неизменными.
Неудивительно, что наряду с величайшими культурными достижениями современности существуют кризисные явления, обусловленные:
- техническим и технологическим развитием,
- политическим климатом,
- социальными условиями современного общества.
Проблема кризиса современной культуры не может рассматриваться без учета противоречий между человеком и машиной. Технический прогресс развивается неизмеримо быстрее, чем духовная составляющая культуры, нравственные и интеллектуальные качества личности. Уже И. Канта беспокоили противоречивые возможности теоретического разума, игнорирующего человеческий мир и последствия внедрения техники, не учитывающие требований практического разума, т. е. нравственную совесть. Отсюда возникает противоречие между материальным и духовным сегментами культуры.
Сейчас развитие материальной культуры, особенно средств компьютеризации, идет все более быстрыми темпами. Таким образом, скорость обновления информационных технологий сильна возросла. Качественные изменения в культуре информационного века связаны с широким использованием информационных технологий и технологий в сфере культуры. Современная техника требует повышения культуры в ряде других важных сфер человеческой деятельности. Исследователь Кастеллс по этому поводу пишет, что «для того, чтобы технологические открытия распространились по всей экономике с целью повышения производительности труда в необходимых пределах, необходимо, чтобы культурные и социальные учреждения, коммерческие организации и другие факторы, влияющие на производственный процесс, прошли через Большие перемены».
Проблемы современной культуры
Для понимания сути кризиса культуры важно понять рамки духовной и материальной культуры. Д. Белл отмечал, что общество контролирует развитие промышленности: конструкторы машин должны учитывать существующие нормы и правила, тогда как в сфере духовного совершенствования ограничений нет. В результате в культурной сфере нагота стала обычным явлением на киноэкранах, порнография в газетных киосках, секс стал горячо обсуждаемой темой в средствах массовой информации. «Дозволено почти все, — пишет Д. Белл, — изменения настолько велики, что проблемы культуры приобрели значение проблем политических».
Появились странные феномены, разлагающие культуру:
- гадания и пророчества,
- оккультизм и мистицизм,
- альтернативная медицина,
- астрология,
- религиозный фанатизм.
Все эти явления – это бунт против разума. Люди разочаровываются в рациональности мышления, которое зачастую не способно дать четких ответов на вопросы, возникающие в процессе компьютеризации общества. Состояние шока и стресса у людей не исключение, а скорее правило. Компьютеризация общества ведет к дальнейшему преобразованию культуры. Наряду с элитарной, популярной и массовой культурой начинает существовать и стремительно развивается информационная культура. Сюда входит, в том числе, так называемая экранная культура.
Справедливо пишет Ю. Левада, что сдвиги в культурной сфере являются результатом совместного действия двух кризисов разной природы: с одной стороны, глобального кризиса, связанного с утверждением механизмов культуры массовой и соответствующую оценку механизмов элитарной культуры (точнее, иерархической), а с другой стороны, специфически «нашей», постсоветской, то есть связанной с переходом от директивной культуры к культуре открытой и массовой».
Кризис современной культуры вызван не только бурным развитием материальной культуры в форме информационных технологий и в связи с этим разрывом между уровнями материальной культуры и духовного развития и интеллектуальными, политическими факторами людей, но и определенные социальные обстоятельства. Компьютеризация общества, как сказано выше, приводит к изменению социальных и профессиональных структур общества. Эти изменения идут быстрее, чем духовная и культурная эволюция людей. «Если социальные структуры могут меняться сравнительно быстро «на глазах» (в течение многих лет и десятилетий), — пишет социолог Ю. Левада, — то для закрепления глубоких культурных изменений часто требуются века».
Отметив, что человек не является последним звеном эволюционной цепи на земле и что признаки кризиса в развитии этого вида ведут к его гибели, Ю.А. Фомин пишет, что «в результате продолжающегося эволюционного процесса начинает появляться новый вид», который заменит старый, то есть нас. В то же время автор утверждает, что процесс возрождения человека уже начался, продолжается все более быстрыми темпами, и «практически на нашей планете зарождается новая цивилизация, сильно отличающаяся от нынешней».
Кризис культуры нельзя отождествлять с катастрофой, потому что этот кризис носит диалектический характер: отвергая традиционные культурные каноны, новая культура вбирает в себя все прежние достижения культурного развития общества – нормы, идеалы, все культурные ценности прошлых эпох. Еще К. Ясперс когда-то писал, что лгут те, кто утверждает, что можно временно отменить старую культуру, пока готовится новая. Нельзя запретить человеку постоянно говорить о своем величии и ничтожестве, как нельзя запретить ему дышать. Нет культуры без наследия прошлого, и мы не можем и не должны ничего отвергать из нашей западной культуры. Какими бы ни были творения будущего, они всегда будут нести в себе одну и ту же тайну мужества и свободы, взращенную мужеством тысяч художников всех времен и всех народов.