И. Кант – это один из выдающихся представителей немецкой классической философии, чьи труды охватывали весь спектр философских проблем от познания до эстетики.
Критический характер философии Канта
Первый период своей жизни и творческой деятельности Кант посвятил науке – его работы охватывали широкий спектр проблем от механики и космологии, до физической географии. При этом Кант, как и большинство ученых восемнадцатого века стоял на позициях материалистического механицизма, претендовавшего на роль универсального принципа для описания мира и науки.
Суть механицизма довольно проста, привлекательна и хорошо согласуется с чувственными данным человека – весь мир состоит из материи, которая в свою очередь представлена суммой однородных, мельчайших, вечных и неделимых частиц – атомов. Атомы существуют в пространстве и времени, которые представляют собой абсолютные и независимые субстанции. Пространство рассматривается как некая физическая пустота, заполняемая вещами, мера их взаимного расположения, а время есть мера происходящих событий и процессов в этих вещах. Пространство и время однородны, они одинаковы в каждой своей точке, время к тому же линейно и течет с определенной постоянной скоростью. Взаимодействия атомов в пространстве и времени, благодаря которому и существует все многообразие реального мира, происходит по законам классической механики и может быть описано с помощью математических формул. Придерживаясь данной идеи, многие философы пытались найти одну единственную формулу, к которой можно было бы свести все существующие законы и всю науку.
Основы механицизма были заложены еще в семнадцатом веке в работах Бекона, Гоббса, Декарта и многих других, однако своего расцвета он достиг после научных открытий и философских работ И. Ньютона. Принципы механицизма позволяли успешно описывать множество природных процессов, закономерности их осуществления, не вникая в сущность происходящего, что, впрочем, позволяло использовать полученное знание на практике. Однако по мере дальнейшего развития и дифференциации естествознания ученые все чаще сталкивались с явлениями, выходящими за пределы механицизма – магнетизм, электрическое поле, тепловое излучение, дальнодействие и т.д. Накопление подобных фактов закономерно порождало стремление пересмотреть догмы механицизма.
После знакомства с работами Юма, Кант также начинает сомневаться в абсолютном характере пространства-времени и отходит от науки к философии и издает три своих знаменитых критики:
- «Критика чистого разума»,
- «Критика практического разума»,
- «Критика способности суждения».
Обозначая свою философию как критическую Кант говорит о том, что до него, и наука и философия были направлены на познание мира, но оставались догматически слепы в отношении самого инструмента познания – разума, полагая его совершенным и объективным. Кант же в своей философии обращается к изучению самого разума, его возможностей и пределов в отношении отражения и познания окружающего мира. Именно стремление преодолеть догматичность делает его философию критической. В своих произведениях он последовательно раскрывает проблемы познания, этики и эстетики.
Критика чистого разума
В «Критике чистого разума» Кант рассматривает гносеологическую проблематику. Он выделяет три ступени в процессе познания:
- чувственную,
- рассудочную,
- разумную.
В своем представлении о бытие Кант отталкивается от положений материализма – мир состоит из реально существующих вещей, которые воздействуют на органы чувств человека и порождают в нем представления. Эти представления имеют двоякую природу. Их содержание задается опытом и чувственным познанием, однако форма имеет априорный, т.е. доопытный характер.
Таким образом уже на этапе чувственного познания Кант указывает на то, что опыт не абсолютен и не является единственным источником знания. Также как опыт отражает реальные свойства существующих предметов, так и разум человека находит подходящую форму для сопоставления и сравнения этого содержания, подчинения его законам и закономерностям.
Кант признавал две априорные формы – это пространство и время. В его философии они теряют свою субстанциональный характер и становятся содержанием самого субъекта познания, т.е. пространство и временя не существуют в реальности в мире вещей, а даны лишь в восприятии человека с той целью, чтобы у него существовала возможность познавать окружающий мир, поскольку вне пространства и времени познать что-либо невозможно.
Кант становится на позиции объективного идеализма. Хотя он и признает существование материального мира – мира вещей в себе, последний остается принципиально непознаваемым для человека, поскольку все чувственные данные отражают лишь внешнее содержание вещей, которое упаковывается в априорные формы восприятия, данные из природы человека, но не вещей.
Рассудок и разум
Впечатления от вещей в себе, уложенные в априорные формы есть лишь первая ступень познания, результаты которой ограничены набором случайных эмпирических фактов. Научное познание действительности, представление о предмете достигается лишь благодаря рассудку, главная сила которого заключается в категоризации.
Рассудок способен установиться связи между воспринимаемыми явлениями, классифицировать и рассортировать их создав стройную и непротиворечивую систему окружающего мира. Однако в отличие от материалистов Кант полагает, что категоризация действительности возможна не потому, что человеческий разум способен ухватить сущностные связи между предметами, а лишь потому что самому рассудку свойственны априорные категории реальности, в соответствии с которыми он и классифицирует свой чувственный опыт. Т.е. реальность организуется сообразно внутреннему трансцендентному единству разума.
Рассудок является важнейшим звеном в системе познания Канта, лишь благодаря рассудку человек способен организованно взаимодействовать с окружающим миром, однако зона его применимости ограничена – конструкции рассудка достоверны до тех пор, пока ограничиваются категоризацией явлений, но начинают давать сбой и противоречить друг другу в том, что касается сущности вещей в себе, которая остается скрытой от человека. В попытке овладеть ею человек переходит от рассудка к разуму, блуждающему в плену иллюзий.