Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Концептуальные модели современного понимания истины

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Концептуальные модели современного понимания истины
Концептуальные модели современного понимания истины
Определение 1

Проблема истины – это проблема соответствия совокупности человеческих знаний объективным явлениям и процессам реальности.

Понятие и модели истины

Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины. Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е. непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.

Помощь со студенческой работой на тему
Концептуальные модели современного понимания истины

Замечание 1

Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.

В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:

  • классическая,
  • априористская,
  • прагматическая,
  • экзистенциальная,
  • когерентная,
  • конвенциональная,
  • диалектико-материалистическая.

Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью. Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность. Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.

Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:

  • проблему действительности,
  • проблему познания,
  • проблему соответствия.

Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе. Наиболее адекватной категорией отражения действительности в настоящее время принят научный факт, а ее познание осуществляется опытным путем. Разрешение проблемы соответствия привело к тому, что в рамках классической концепции может быть оценена истинность лишь повествовательных суждений, сформулированных согласно правилам формальной логики, что значительно ограничивает поле ее применимости.

Постклассические концепции

Попытки преодоления ограничений и проблем классической концепции истины, которые особенно остро были осознаны в классический период философии, в новое и новейшее время, привели к возникновению на ее основе новых концепций, сохраняющих главный принцип соответствия знания действительности, но дополняющих его иными условиями.

Концепция когерентной истины в качестве такого условия вводит целостность, системность и непротиворечивость знания. Однако данная концепция также использует аппарат формальной логики, что делает ее достаточно ограниченной и не применимой к научным областям, выходящим за ее рамки. Более того когерентная истина вступает в прямое противоречие с диалектическими представлениями о бытии, как содержащим внутренние противоречия в качестве источника своего существования.

Диалектико-материалистическая концепция истины развивалась в трудах К. Маркса и его последователей. Она предполагает понимание динамической природы и процессуального характера истины, как постоянного соотношения ее абсолютности (как признака целостного, окончательного и завершенного знания) и относительности (как признака современного знания – не окончательного и не завершенного). Таким образом истина представляется не как конечный результат познания, а как сам процесс познавательной активности субъекта, каждый промежуточный итог которого все больше приближает человечество к абсолютно истинному знанию.

В качестве дополнительного критерия в диалектико-материалистической концепции была предложена практика, как материальный, социально-исторический феномен, за счет которого в рамках многократного воспроизведения знания происходит установление его истинности. Вместе с тем, в настоящее время критерий практики может быть применим далеко не ко всем областям науки.

Некласические концепции

Параллельно с классической развивались и иные концепции истины предлагавшие альтернативный взгляд на само понимание данного термина.

Априористская концепция базируется на представлении о существовании врожденных идей, которые вложены в человека некой высшей сущностью (богом, природой, вселенским разумом) и которые тот может осознать благодаря определенным практикам, способам познания мира и т.д. В настоящее время наиболее характерна для различных религиозных течений.

Конвенциональная концепция рассматривает истину как соглашение – гласное или негласное между участниками определенного сообщества. Конвенциональная модель предполагает, существования неопределенного множества истин, которые соответствуют существованию множества сообществ, и могут взаимно противоречить друг другу, как например, вступают в противоречия теории различных научных школ.

Прагматическая концепция возникла в англо-американской философии (Юм, Беркли По данной теме мы уже выполнили реферат Идеализм Беркли подробнее ). Согласно ей критерием истины выступает польза – практическая или теоретическая, которая вытекает из нового знания.

Экзистенциальные концепции указывают на субъективный характер истины, ее тесную связь с творческих развитием личности, ее способностью выходить за рамки обыденного восприятия окружающей реальности. Истина может быть получена личностью через откровение, через перенесение страданий и духовном росте. Наконец истина как характеристика бытия, перманентно присутствует в мире, однако технократически-потребительное развитие человечества, препятствует ее осознанию, которое становится возможным при отрешенном созерцании мира.