Моральное сознание – это оценочный компонент сознания личности рассматривающий события и поступки с позиции морально-нравственных категорий, норм, ценностей.
Понятие морального сознания
Моральное сознание представляет собой часть целостного сознания личности, которая выделяется исходя из его специфического содержания и функции для удобства анализа, хотя в реальности никакого обособленного морального сознания не существует. Моральное сознание присуще каждой личности и складывается по мере овладения моральными и нравственными ценностями, идеалами, нормами, в рамках процесса социализации и межличностного общения.
В отличии от рациональной рефлексии моральное сознание рассматривает поступки личности и окружающих не с точки зрения их причинно-следственных связей, а с ценностной позиции. Оно выносит оценки согласно которым относит явление к определенным морально-нравственным категориям, таким как «добро-зло», «хорошо-плохо», «достойно-постыдно», «справедливо-несправедливо» и т. д.
Структуру морального сознания образуют:
- моральные нормы,
- моральные принципы,
- моральные идеалы.
Моральные нормы представляют собой достаточно простые и жестко закрепленные образцы, предписывающие определенное поведение индивида в определенных условиях. Моральные нормы насаждаются социумом и усваиваются личностью практически без рефлексии, они охватывают огромное множество частных ситуаций и слабо структурируются. Можно выделить фундаментальные нормы, такие как «не убий», «не укради», сохраняющие свою актуальность на протяжении всей человеческой истории, нормы конкретной исторической эпохи, а также этикетные или ситуационные нормы, которые представляют собой показатели воспитанности в определенном обществе, отражают его моральные тенденции и достаточно динамичны.
Моральные принципы представляют собой системы отношений, которые регламентируют взаимодействие человека с миром, с природой, с другими людьми, однако не жестко как нормы, а более широко выступая в качестве неких линий, вокруг которых строится конкретное поведение.
Моральный идеал является наиболее обобщенным уровнем ценностных представлений личности. Исследователи выделяют два моральных идеала – общественный и индивидуальный.
Общественный идеал – это представления о совершенном общественном устройстве, его механизмах, ценностях и институтах. Индивидуальный, соответственно, о совершенной личности.
Эволюция морального сознания в историческом процессе
Моральное сознание зарождается в период античности. Хотя сами нравственные нормы формируются значительно раньше еще в первобытном обществе, они носят внеличностный, групповой характер, и соблюдаются личностью без их критического осмысления. Позднее, хотя и происходит оценка и комментирование норм, она никак не затрагивает их содержания. И только в рамках философии происходит полноценная моральная рефлексия, предполагающая не только оценку, но и сознательное перестройку существующих моральных норм и выдвижение новых нравственных теорий и ценностей.
Так в античный период складывается гедонистическая теория, рассматривающая в качестве высшей моральной ценности удовольствие, но не только, и не столько физиологическое, сколько духовно-интеллектуальное, связанное с гармоничным образом жизни, радостями познания природы и самого себя, общения с другими людьми.
Античность выдвигает высокие нравственные идеалы личности, однако эти идеалы охватывают лишь элиты общества, в то время как его значительная часть – рабы, вовсе не рассматривались в качестве людей, воспринимаясь как «говорящие орудия».
Зарождение монотеистических религий (христианства и мусульманства) приносит в моральное сознание новое содержание – идею равенства и братства всех людей (перед богом), превосходство духовных ценностей над жизненной сферой, телесностью.
В эпоху Возрождения мощное влияние на моральное сознание оказывает становление гуманистических идеалов, которые провозглашают человека высшей ценностью, утверждают его права и свободы.
В немецкой классической философии И. Кантом и др. формулируется идея о самостоятельности моральной сферы, ее независимости как от государства, так и от религии. Формирование моральной позиции полагается личным долгом каждого индивида, создание собственного «категорического императива», моральных принципов, которыми он будет руководствоваться в своей жизни.
Развитие морального сознания в онтогенезе
Равно как общественное моральное сознание постепенно складывалось и эволюционировало в рамках исторического процесса, также и индивидуальное моральное сознание конкретной личности проходит ряд этапов в рамках психического развития и социализации. В интериоризации моральных ценностей и норм можно выделить три этапа:
- элементарной нравственности,
- конвенциальной нравственности,
- автономной нравственности.
Усвоение нравственных норм начинается с самого рождения ребенка. В общении с ним родители, а позже другие члены семьи, доктора, воспитатели и т.д., демонстрируют определенные образцы взаимоотношений между людьми, а также предъявляются требования по отношению к поведению самого ребенка. Поведение самого ребенка в этом возрасте, например, в общении со сверстниками или в рамках игры, является своеобразным отражением тех норм и правил которые приняты в рамках его семьи. Таким образом моральное сознание как таковое еще не сформировано, а поведение выстраивается за счет прямого копирования наблюдаемых образцов. При этом одни формы поведения подвергаются осуждению и подавляются, а другие напротив подкрепляются и интериоризируются. Главными детерминантами морального поведения на этом этапе являются страх наказания и жажда похвалы.
Конвенциальная нравственность складывается в подростковом возрасте. Благодаря развертывающимся процессам рефлексии и переориентации подростка на поиски своего Я, он начинает также активно формировать и собственное отношение к моральным нормам, разбирать «что такое хорошо, и что такое плохо». В отличии от ребенка подросток уже не копирует чужие образцы поведения слепо, а соотносит их с собственной личностью, а также ожидаемой реакцией его референтного окружения, которая имеет ведущее значение. Главным мотиватором моральных поступков выступает стремление получить одобрение значимого окружения, поддержать социальный статус.
Автономная нравственность формируется в ранней зрелости. Самостоятельная личность способна провести переоценку тех ценностей и образцов, которые приняты в обществе, сформировать собственную нравственную позицию и аргументировать ее. Мораль становится свободной от внешним оценок, главным мерилом морального поведения выступает внутренняя цензура личности, совесть.