Положение философии XIX начала XX веков
Философия в $ХІХ$ веке являет собою пик развития философской западноевропейской мысли. Важно заметить, что именно в этом веке были созданы все фундаментальные теоретические умозаключения, попытки разрешения которых были еще в период античности.
Следует заметить, что именно в этот период классическая западная философская традиция начинает свое активное взаимодействие с восточной мистической традицией. Восток проникает во все сферы философской деятельности. Целостность восточной системы и постоянная оппозиционность и диалектика западной дали людям представление о потенциальном разделении мировой культуры на западную и восточную, которые стали двумя основными социокультурными регионами в современном мире.
Философия $XIX$ века включает разнообразные философские школы и направления, в том числе: романтизм и немецкую классическую философию идеализма, противоположное движение — позитивизм в Англии и Франции, материалистические традиции Фейербаха и Маркса, философию отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философию жизни.
Начало следующего столетия дало западному миру совершенно новую философскую традицию, которой пропитана восточная философия – мистический экзистенциализм.
Влияние предшествующих эпох
Большое влияние на философию $ХІХ$ века сложили предшествующие эпохи. Конечно же, наибольшее влияние было от эпохи Просвещения, которая только лишь подошла к концу. Рациональный тип мышления западного человека дал понять, что мы можем создать идеальный мир лишь посредством разума.
Кроме того, множество философов увлекались восточным мистицизмом, философией буддизма, Конфуция, Лао Цзы, учения дзэн. Античная философия, средневековая схоластика, гуманистическое Возрождение и сенсуалистское Новое время привнесли понемногу в новые философские догмы. Основные направления
Первой стезей нового века стала немецкая классическая философия – немецкий идеализм. Творцами данной школы стали И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг. Они развивали принципы объективно-идеалистической диалектики природы. Они являются мыслителями-романтиками, приближаются к метафизике и пытаются найти истину в идеализме.
Важным направлением философии этого периода является также философия Утилитаризма. В $XIX$ веке англичане Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль разрабатывали новую этическую концепцию, вследствие чего ценность поступка будет определяться посредством его значимости.
Важнейшей философией для общественной и экономической жизни человечества стала философия Маркса и Энгельса. Материализм данных философов дал толчок для будущих коммунистических и социалистических философий по всему миру.
В следующем веке важнейшей философией стала философия экзистенциализма. К. Ясперс, М. Хайдеггер предложили совершенно иное определение человеческого бытия, прослеживали его через призму метафизического и мистического. Ввели понятие «экзистенциал».
Не менее значимыми являются философские традиции позитивизма, прагматизма и трансцендентализма. Позитивисты искали истину в эмпирическом исследовании, отрицали познавательную ценность философии. Прагматики базировали свою философию на практике в качестве смысловой значимости и критерия истины. Трансцендентализм берет свое начало в трансцендентности Канта и немецкой идеалистической философии. Ведущие представители: Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо. Трансцендентализм провозглашает приоритет личностной интуиции над религиозными доктринами.